Антипов, Феликс Николаевич


Феликс Николаевич Анти́пов (17 мая 1942, Москва — 5 мая 2016, там же) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (2002)[1][2].

Феликс Антипов родился 17 мая 1942 года в Москве[2]; после окончания средней школы играл в оркестре на ударных инструментах и тромбоне, служил в армии и много лет спустя говорил: «Наверное, если бы я не поступил в театральное училище, то остался бы музыкантом…»[3]. Но в Театральное училище им. Щукина, на курс Анны Орочко, он поступил с первой попытки[2][3].

Ещё студентом Антипов получил три года условно за незаконные валютные операции[4]; по окончании училища в 1968 году талантливого актёра готовы были взять к себе и Андрей Гончаров — в Театр им. Маяковского, и Юрий Любимов — в Театр на Таганке. Но Гончаров, по свидетельству Антипова, сказал: «У вас такая ситуация, мы должны за вами присматривать… Вы должны понимать…» — в то время как Любимов на ту же тему высказался иначе: «Я твою ситуацию знаю, и, в общем, мне на неё наплевать»[4]. Антипов отдал предпочтение Любимову, и с 1968 года служил в Театре на Таганке, где особенно пришлась ко двору его музыкальность — владение несколькими музыкальными инструментами, в том числе гитарой, и хорошие вокальные данные[2].

На сцене «Таганки» Антипов дебютировал в 1968 году в роли Мотякова в спектакле «Живой» по повести Б. Можаева и очень скоро стал одним из ведущих актёров театра[2].

В первые годы существования любимовской «Таганки» режиссёра часто упрекали в том, что актёрам в его спектаклях отведена несоразмерно малая роль, «Таганку» называли даже «театром без актёра»[5]. И хотя в этом театре, как некогда в мейерхольдовском ГосТиМе, актёр во все времена оставался, по словам критика, «строго определённой составляющей спектакля», с течением времени «стая молодых», начинавших вместе с Любимовым смелый театральный эксперимент, превратилась в плеяду крупных мастеров[5]. Этот путь вместе с труппой прошёл и Феликс Антипов: как и все, он играл в ранних спектаклях Любимова чаще роли «от театра» или по нескольку эпизодических и по большей части безымянных ролей в одном спектакле, — ролей, в которых режиссёр предоставлял своим актёрам широкие возможности для самовыражения, но строить характер было не из чего[6]. Но были и Мармеладов в «Преступлении и наказании», Чичиков в «Ревизской сказке», Фёдор Карамазов, Фальстаф, Оргон в мольеровском «Тартюфе», которого Антипов впервые сыграл в 1968 году и играл до своей смерти[2][7].