Анты (архитектура)


Ант, анта или а́нты (лат. antae — «прихожая, передняя»[1]) — в древнегреческой архитектуре — выступы продольных (боковых) стен на переднем фасаде храма, обрамляющие вход и выполняющие функцию опоры антаблемента или карниза треугольного фронтона. Анты обрабатывали в форме столбов (пилонов) квадратного сечения и этим они отличались по форме от одной, двух (дистиль), трёх или четырёх колонн, располагавшихся в середине[2].

Прототипом такой композиции считается углубление между выступами боковых стен, оформляющее вход в архаическом мегароне — жилом доме крито-микенской эпохи. Позднее такое углубление стали называть продомосом (др.-греч. πρόδομος — перед домом, передняя), а затем пронаосом. В отличие от поддерживающих колонн или столбов, анты являются непосредственным продолжением стен храма. Своим происхождением они обязаны вертикально поставленным брёвнам в ранних, примитивного типа, древнегреческих дворцах и храмах, например дворце в Тиринфе.

В архаических постройках анты придавали необходимую прочность всей конструкции в качестве несущих элементов деревянных балок перекрытия. Основная тяжесть перекрытия приходилась не на стены, сложенные из необожжённого кирпича, а на вертикальные столбы. Позднее, по мере укрепления каменной кладки, анты превратились в оформление входа. Они придавали зрительную цельность зданию при взгляде с угла.
Применение антов в качестве угловых опор на переднем и заднем фасадах античного храма дало название типу здания: храм в антах. Древнеримский архитектор Витрувий в своём трактате «Десять книг об архитектуре» (13 г. до н. э.) привёл греческое название такого типа построек: (др.-греч. ναος εν παραστασιν — наос, стоящий возле)[3]. Римляне называли такие постройки: лат. templum in antis.

Храм Геры в Олимпии (650—600 годы до н. э.), согласно реконструкциям, был дорическим храмом с пронаосом и двумя колоннами по середине главного фасада, а выступы боковых стен образовывали анты. Знаменитое в истории архитектуры здание Сокровищницы сифносцев в Дельфах (VI век до н. э.; реконструкция в парижском Лувре) представляет собой храм в антах с двумя кариатидами в центре главного фасада. Подобную композицию имела, согласно имеющимся реконструкциям, и Ликийская гробница (Малая Азия, IV век до н. э.).