Аптека Феррейна


Апте́ка Ферре́йна (Старо-Нико́льская аптека, Аптека № 1) — бывшая частная аптека в Москве, расположенная на Никольской улице. Современное здание возведено в 1894—1899 годах архитектором Адольфом Эрихсоном по заказу владельца фармацевтического предприятия Владимира Феррейна[1][2]. С 2008-го здание занимают ресторан французской кухни и магазин хрусталя Баккара[3][4].

Указ Петра I от 3 декабря 1701 года предписывал вместо «зелейных лавок», где раньше продавали лекарственные средства, открыть в столице восемь «вольных аптек». Одной из них руководил поляк Даниил Алексеевич Гурчин, называвший себя «аптекарем его царского величества». Точное расположение его предприятия неизвестно, но многие исследователи полагают, что она находилась на Мясницкой улице. Аптека неоднократно меняла своих владельцев. Так, в XVIII веке ей управлял фармацевт Тобиас Мейер, которого уличили в злоупотреблениях и лишили должности. Он был вынужден сдавать предприятие в аренду, а позднее перепродать его химику Готлибу Гильдебрандту, от которого оно перешло титулярному советнику Андрею Линдграфу[5][6].

В 1823 году аптеку выкупил фармацевт Карл Иванович Феррейн. Со временем количество посетителей сильно возросло, и к 1862-му предприниматель подобрал для организации новое помещение на Никольской улице. Аптеку стали именовать Старо-Никольской, в честь монастыря Николы Старого, располагавшегося неподалёку. Однако вскоре компания переехала в соседний более просторный дом Академии наук на противоположной стороне улицы, принадлежавший ранее книготорговцу Ивану Глазунову[7]. По другим данным, участком владел купец К. К. Шильбах[8][9]. В этот период Карл Феррейн передал семейное дело младшему сыну Владимиру Карловичу, имевшему степень магистра фармации и долгое время служившему в аптеке. Предположительно, новый директор применял особую технику приготовления лекарств, пользовавшуюся большим успехом. Он также обладал предпринимательским талантом: Владимир Феррейн ввёл инновационную систему премирования работников, позволяющую им получать долю от прибыли компании. Некоторые исследователи указывают, что после увеличения популярности лекарств на медвежьем жире предприниматель в рекламных целях приобрёл живого медведя. Его каждый день водили на водопой на Лубянскую площадь, где животное могли увидеть потенциальные покупатели. При аптечной конюшне для медведя устроили специальный вольер, а после смерти его чучело установили перед витриной аптеки[10][11][12].