Арал (пароход, 1862)


«Арал» — колесный вооружённый пароход с металлическим корпусом, входил в состав Аральской флотилии Российской империи.

Колесный пароход c железным корпусом. На судне была установлена паровая машина мощностью 40 номинальных лошадиных сил, в качестве движителя использовалось одно гребное колесо на корме. Вооружение парохода состояло из двух 10-фунтовых (122-мм) медных бескаморных единорогов, установленных на американских станках[1][2].

Пароход «Арал» был построен в 1862 году в Ливерпуле. В том же году вместе с пароходом «Сырдарья» спущен на воду в Казалинске и вошёл в состав Аральской флотилии под командованием А. И. Бутакова[3].

Работа пароходов «Арал» и «Сырдарья» была малоэффективной в силу мелководья протока Джамандарья и осуществлялась лишь в половодье, продолжительность которого была не больше месяца. Остальные месяцы навигации пароходы большую часть времени бездействовали, совершая небольшие рейсы от форта № 1 вверх и вниз по течению. В 1863 году была предпринята попытка организовать сообщение при помощи парохода между Перовским и Чиназом, однако из-за недостатка мощности паровой машины плавания против течения Сырдарьи совершались медленно[4].

Под командованием капитан-лейтенанта М. А. Усова во время рейсов по Сырдарье неоднократно принимал участие в перестрелках с войсками кокандского и хивинского ханств[источник не указан 3198 дней]

В 1869 и 1870 годах под командованием лейтенанта П. П. Крузенштерна вместе с баржей № 3 совершал плавания по Сырдарье[5].