Арбитман, Роман Эмильевич


Роман Эмильевич Арбитман (7 апреля 1962[1], Саратов — 18 декабря 2020[2], Саратов[3]) — русский прозаик, писатель-фантаст, литературный критик, педагог.

Родился 7 апреля 1962 года в Саратове в семье искусствоведа Эмилия Николаевича Арбитмана. Окончил филологический факультет Саратовского государственного университета (1984). В 1984—1987 годах работал учителем в Аряшской средней школе Новобурасского района области, в 1987—1989 годах — корректором в издательстве Саратовского университета. Как литературный критик выступал с конца 1980-х годов, публиковался в «Заре Молодёжи», в которых сделал первые шаги и вёл постоянную рубрику «Теория Невероятности»[источник не указан 178 дней], «Литературной газете», «Книжном обозрении», «Сегодня», «Литератор» (Санкт-Петербург), в «толстых» журналах «Урал», «Волга», «Новый мир», «Знамя» и др., занимаясь преимущественно фантастической и детективной литературой. Андрею Немзеру такая узкая направленность кажется недостатком: «Уверен, что поступись Роман Арбитман своими „фантастико-детективными“ принципами, его роль в критике была бы весьма весомой»[4].

Выступил с мистификационными статьями о подмене фантаста Александра Казанцева его соавтором Иосифом Шапиро[5] и о том, что фантаст Иван Ефремов был английским шпионом[6].

Публиковался под несколькими псевдонимами. Под псевдонимом доктор Рустам Станиславович Кац выпустил монографию-мистификацию «История советской фантастики» (1993). Эта псевдомонография ввела в заблуждение социолога Леонида Фишмана, который в своей книге «Фантастика и гражданское общество» (2002) ссылается на неё как на серьёзный научный труд. Под именем Эдуард Бабкин написал несколько повестей в жанре железнодорожных детективов. Для публикаций в прессе использовал псевдонимы Аркадий Данилов и Андрей Макаров.

Под псевдонимом Лев Гурский писал в основном иронические детективные романы. Как вспоминал Арбитман, «Гурский родился на свет потому, что критику Арбитману — и читателю Арбитману тоже — не хватало в российском детективе иронического триллера наподобие „Проклятого изумруда“ Дональда Уэстлейка»[7].