Ледоколы проекта 10520


А́томные ледоколы проекта 10520[2] типа «Арктика» — проект серии советских атомных ледоколов. Головной корабль проекта — «Арктика», стал первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику. В проекте заложена возможность быстрого переоборудования ледокола во вспомогательный крейсер. Как минимум для двух из них, «Россия» и «Советский Союз», соответствующее оснащение и оборудование частично размещено на борту АЛК, частично на складах и законсервировано[3][4].

В 1970—1990 годах было построено шесть кораблей этого типа: два ледокола по проекту 10520 (иногда упоминаются как проект 1052[1]), и четыре по модифицированному проекту 10521 (тип «Россия»). По состоянию на 2023 год два ледокола, «Ямал» и «50 лет Победы», продолжают оставаться в строю.

Первым советским атомным ледоколом стал ледокол «Ленин», который был спущен на воду в 1957 году. При его создании был отработан ряд конструктивных решений, которые легли в основу создания ледокола проекта 10520.

При проектировании и строительстве головного ледокола советскими корабелами было найдено решение ряда серьёзных проблемных вопросов. Был создан тип ледокола, на тот момент не имевшего аналогов в мировом ледоколостроении[5].

При строительстве и во время эксплуатации ледоколов этого типа было задействовано свыше 350 советских предприятий, включая:

Наибольшая длина ледоколов — 147,9 метров, длина по конструктивной ватерлинии — 136 метров. Ширина ледокола, соответственно 30 и 28 метров. Ледоколы «Арктика» имеют четыре палубы и две платформы, судно имеют развитую пятиярусную надстройку. Особенностью ледоколов проекта 1052 для работы в высоких широтах является возможность перемещения между любыми помещениями судна без выхода на открытую палубу[5].