Атомный ледокол


Атомный ледокол — морское или комбинированное («река-море») судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом.

Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В Союзе ССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — нет необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу мощности на гребные винты[1]. Советский Союз был единственным государством мира, обладавшей флотом атомных ледоколов, после его распада таким единственным государством является Российская Федерация — Россия. Все атомные ледоколы базируются в порту города Мурманска.

Планируя освоение транспортных коммуникаций Арктики и добычу там полезных ископаемых[2][3], КНР перешёл от покупки иностранных ледоколов к их постройке на своих верфях[4]. China General Nuclear Power Group разрабатывает ледокол с двумя ядерными силовыми установками[5].

Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек.

Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач» (названы в честь одноименных исследовательских судов Российского Императорского флота), были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов.

Атомные ледоколы часто используются в научных целях. В 1977 году ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. С 1989 года некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном — к Северному полюсу.