Ардашир Папакан


Ардаши́р Папака́н (Ардашир I) — царь царей (шахиншах) Ирана, правил приблизительно в 224/225  — 240/241 годах. Из династии Сасанидов.

Имя «Ардашир» (пехл. ʾrthštr, = парф. ʾrthštr, произносится как Арташир, позже Ардашир) происходит от др.-перс. Artaxšaϑra («имеющий праведное царство», от arta- — «истина, справедливость, порядок, закон» и xšaϑra- — «царство») — более привычному нам в его греческой передаче — «Артаксеркс».

Появление на сцене истории Сасанидов документировано лучше, чем последующая история, и всё же о происхождении Ардашира существуют противоречивые версии. Местная, персидская, традиция, как она представлена в нескольких источниках — в среднеперсидской книге под названием «Карнамак» («Книга деяний Ардашира, сына Папака»), в относящейся к XI веку поэме Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей»), в грубой адаптации интересующей нас истории у Агафия Миринейского — называют супругом дочери Папака, матери Ардашира, и реальным отцом последнего Сасана, по имени которого и была названа вся династия[1].

Однажды Папак, властитель Парса, увидел во сне своего пастуха по имени Сасан — из-за его головы взошло солнце и осветило весь мир. На другую ночь Папаку приснилось, будто Сасан восседает на белом слоне, а окружающие восхваляют его и поклоняются ему. В третий раз он увидел, как в доме Сасана загораются три главных зороастрийских огня — Фарробай, Гушнасп и Бурзен-Михр и освещают весь мир. Придворные толкователи снов сказали Папаку, что тот, кого он видел, станет царём либо царствовать будут его сыновья. Вельможа призвал к себе юношу, и тот открыл тайну своего происхождения: в его жилах течёт кровь Ахеменидов, древних царей Ирана. Когда Александр Румиец (то есть Македонский) завоевал Иран, предки Сасана скрылись от преследования среди простонародья. Обрадованный Папак выдал за Сасана дочь. От этого брака и появился на свет мальчик, которого назвали Ардаширом (Арташиром).

Так начинается рассказ о происхождении династии Сасанидов в «Книге деяний Ардашира Папакана». Этот исторический роман вполне следует официальной сасанидской историографии, описывая события конца II — начала III века, когда Парс был одной из провинций Парфянского государства, где правил царь Артабан V.

Итак, Ардашир подрос, и дед отправил его ко двору парфянского царя Артабана. Со временем юноша во всём стал превосходить сверстников, и все восхищались им. Но ссора с наследником престола привела к опале Ардашира: царь отослал его на конюшню, повелев находиться там безотлучно.


Рельеф в Сельмасе (5 х 2,6 м). Вверху — сам рельеф, а внизу — его прорисовка. Сцена представляет Ардашира и Шапура, оба верхом на конях, захватывающих двух пеших армянских правителей. Мастерство провинциальное, стиль тяжелый и безжизненный; от более поздней части правления Ардашира, вероятно, следует датировать 238 годом
Наскальный рельеф сасанидского царя Ардашира Папакана, изображающий победу над парфянским царём Артабаном V. Фирузабад, провинция Фарс, Иран.
Вверху — сам рельеф, внизу — рисунок французского художника-востоковеда и путешественника Эжена Фландена (1840 год). Имеет восемнадцать метров в длину и почти четыре метра в высоту, это самый большой сохранившийся иранский наскальный рельеф.
На нём изображена сцена победоносной битвы Ардашира против последнего парфянского царя Артабана V в 224 году. Шесть конных фигур показаны в трёх группах единоборцев: справа Ардашир пронзает Артабана копьём; в центре, наследный царевич Шапур, побеждающий визиря Артабана Дарбендана, слева, иранский воин сражающийся с парфянским рыцарем. Изображение поразительно динамично, а также богато деталями. Волосы и бороды, доспехи (кольчуги) и конские убранства представлены с поразительной точностью. Резьба имеет относительно низкий рельеф и повреждена атмосферными воздействиями в нижней части