Арт-феминизм


Арт-феминизм (или феминистское искусство, англ. feminist art) — искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. Феминистское искусство подчёркивает неравноправие в социальных и политических аспектах, которые женщины испытывают практически ежедневно. В начале семидесятых кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц, исповедовавших феминизм или его тогдашние разновидности. Как движение арт-феминизм возник в конце 1960-х — начале 1970-х. Он не был связан с каким-либо конкретным стилем или СМИ, а характеризовался рядом усилий, направленных на предоставление женщинам места в мире, особенно в мире искусства. Арт-феминизм является одним из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве второй половины двадцатого столетия[1].

В историческом плане художницы, если и существовали, в большинстве остались безвестны: не существует женщин, сравнимых по признанию с Микеланджело или Да Винчи[2]. Из-за исторической роли женщин как хранительниц очага большинство из них не могло уделять время созданию произведений искусства. Кроме того, женщинам редко разрешалось посещать художественные школы и почти никогда не разрешалось посещать занятия по изображению обнажённой натуры из-за боязни ненадлежащего поведения. Таким образом, художницами в основном становились состоятельные женщины, имевшие свободное время, которых обучали отцы или дяди. Они работали в жанрах натюрморта, пейзажа или портрета. Среди известных ранних художниц — Анна Клэйпул Пил[англ.] (1791—1878), Мэри Кэссетт (1844—1926).

Определение феминистского искусства противоречиво, так как включает различные личные и политические элементы, отношение к которым у людей разное. Основные противоречия отражены в вопросах: становится ли феминистским искусство, созданное приверженцами феминизма и может ли феминистское искусство быть создано тем, кто не разделяет феминистских взглядов? Возникшее в конце 1960-х годов в США, феминистское движение в искусстве было вдохновлено студенческими протестами 1960-х годов, движением за гражданские права и феминизмом второй волны. Критикуя институты, которые пропагандируют сексизм и расизм, студенты, имеющие отличный от белого цвет кожи, и женщины стремились обличить и устранить неравенство. Художницы для демонстрации неравенства использовали свои произведения искусства, участвовали в протестах, организовывали сообщества и составляли реестры произведений, созданных женщинами[3].