Атон


Ато́н — солнечный диск, божество, зримая форма Ра или Ра-Хорахте[2][3]. Фараон XVIII династии Эхнатон в своё правление провозгласил культ Атона.

Первые упоминания о боге Атоне восходят к временам XII династии в древнеегипетском рассказе «Сказание Синухе»[4]. В этом рассказе умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском, и его божественное тело сливается с его создателем[5]. Аналогичным образом термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны[6]. Солнечному богу Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III, когда его изображали в виде человека с головой сокола, так же как и Ра. В годы царствования Аменхотепа IV (преемника Аменхотепа III) Атон стал главным богом государственной религии египтян. После этого Аменхотеп IV сменил своё имя на Эхнатон, чтобы показать свою тесную связь с новым верховным божеством[4].

В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным (человекообразным)[7]. Его изображали в виде солнечного диска с простирающимися от него лучами, которые заканчивались кистями рук[8], иногда протягивающими символ жизни анх[7].

Культ Атона был введён Аменхотепом IV на пятом году его правления (1348—1346 годы до н. э.), и статус Атона возвысился до уровня высшего божества; однако после этого всё ещё продолжалось поклонение традиционным богам[10]. Внимание другим божествам уделялось значительно меньше, что изменило экономическое положение в стране, особенно в культовом центре Амона — Фивах. Здесь имя Амона сбивалось с фресок, что вводило в гнев некогда могущественных жрецов Амона[7].

На 5 год правления фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Полезный для Атона»)[11] и начал строительство новой столицы — Ахетатона («Горизонт Атона»), ставшей также культовым центром Атона. Здесь Атону были посвящены храмы, называемые археологами Большой храм Атона[en] (Пер-Атон «Дом Атона»)[12] и Малый храм Атона (Хут-Атон «Дворец Атона») для личного пользования фараона[13][14]. Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten («Найденный Атон») — отказ от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами, чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. При этом Большой храм Атона со святилищами так и не был окончательно достроен[13].

Атон сочетает в себе черты мужского и женского божества одновременно. Всё созданное, как считалось, произошло от бога и в то же время существует внутри него. Его имя записывали внутри картуша, подобно тому, как записывали имя фараона, чего не наблюдалось в случае с другими богами. В «Гимне Атону» Ра-Хорахте, Шу и Атон объединены в единого бога-творца[5].