Афакии («белогорцы»)


Афакия (уйг. ئاپاقئييا, апақиййа) или белогорцы (уйг. ئاقتاغلئقلار, ақтағлиқлар) — суфийское братство, существовавшие на территории Восточного Туркестана и имевшее значительное политическое и религиозное влияние в Кашгарии с начала XVII и до середины XVIII века, а также играло одну из ведущих ролей в национально-освободительном движении уйгуров с середины XVIII века и до конца первой половины XIX века.

Основателем клана ходжей является Махдуми Азам Ахмад Касани — член суфийского ордена Накшбадия из Самарканда, потомки которого обосновались в Кашгаре и начиная с конца XVI века были сильно вовлечены в политические дела Могульского Ханства. Начиная с правления Мухаммад-хана начинает вырастать влияние Исхак Ходжи, мюридом которого являлся могульский хан и через его поддержку открыл огромное количество суфийских святынь по всему Таримскому бассейну.

По следам Исхак Ходжи другой потомок Махдума Азама — Юсуф-ходжа, прибыл в Кашгарию в 1620-м году чем вызвал недовольство со стороны последователей Исхак Ходжи. Последующие конфликты между партиями сторонников Юсуфа и Исхака превели к тому что Юсуф Ходжа был вынужден уйти в Комул где он и продолжил свою религиозную деятельность. В 1638-м году в он добился поддержки со стороны Йулбарс-хана правителя Кашгара и сына правящего хана Абдаллаха который являлся покровителем черногорцев[1].

Со временем орден потомков Махдуми Азама распался на две противоборствующие секции, первая "Исхакия" (каратаглики или черногорцы) которая была основана Исхак Ходжой в 1599 году, а вторая "Афакия" (актаглики или белогорцы) которая была создана Аппак Ходжой в 1694 году[1].

В 1668 году хан Абдаллах был свергнут и на его место взошёл на трон в Яркенде его сын — Йулбарс-хан который немедленно начал покровительствовать Аппак Ходже и его братству (тарикат) и даже после его смерти влияния Афакии во дворе правителей Яркенда не угасало, белогорский клан открывал святыни по всей стране параллельно соперничая с черногорцами за доминирование. Однако из за растущей экономической и политической мощи белогорцев, действующий хан Могульского ханство Исмаил-хан был вынужден отправить Аппак Ходжу и его сторонников в изгнание.

Находясь в изгнании Аппак Ходжа лично встретился с Далай Ламой V в Лхасе где в конце XVII века проживало исламское меньшинство. Согласно мусульманским хагиографиям Аппак Ходжа выиграл у Далай Ламы V в состязание по демонстрации чудес проходившее между ними, что вынудило второго написать письмо джунгарскому хану Галдану дабы помочь Аппак Ходже вернуться на свою родину. Согласно легендам описанных в "Хидаятнаме" аль-Йарканди Аппак Ходжа во времена скитаний по северо-западному Китаю с помощью своих чудес излечил китайского императора Канси и тот ему разрешил безопасно вернуться в Турфан.