Ахан (Библия)


Ахан (ивр. עכן בן כרמי‎, 2 тыс. до н. э., казнён в долине близ Галгала) — по Нав. 7 сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина. Результатам его проступка при уничтожении Иерихона посвящена вся 7 глава книги Иисуса Навина.

В Хронике назван Ахаром (1Пар. 2:7), а долина его сожжения к северу от Иерихона получила название Ахор (Нав. 7:26)[1][2].

В 7 главе книги Иисуса Навина рассказывается о том, что Иерихон был заклят: всё живое в нём подлежало уничтожению, а все ценности посвящались Господу Богу (Нав. 6:15—18). В 17 стихе 6 главы Иисус Навин прямо предостерёг иудеев от нарушения заклятия, но Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина прельстился добычей и взял из заклятого. Израильтяне должны были сразу же убить его (Втор. 13:5—17, 17:7), но не сделали этого, и в результате на них «возгорелся гнев Господень». Оставшись без поддержки Всевышнего израильтяне не смогли взять небольшой город Ай и, понеся потери, бежали (Нав. 7:1—5).

После этого в знак покаяния народа Иисус Навин и старейшины еврейского народа посыпали голову пеплом и раздирали свои одежды. Иисус спрашивал у Бога о причинах поражения и рисовал словесные картины уничтожения израильского народа. К вечеру Бог указал на то, что есть человек, который взял из заклятого и тем самым нарушил заклятие. В результате своего поступка он сам теперь заклят, и его нужно истребить из еврейского народа. Богом была указана схема выявления этого заклятого человека и кара: за преступление Завета сжечь заклятого огнём (Нав. 7:6—15).

Всё так и было проведено, был выявлен Ахан, и Иисус Навин призвал его к исповеданию своего поступка. Ахан признался, что он взял из добычи прекрасную Сеннаарскую одежду, серебро и золотой слиток и закопал всё это в землю у себя в шатре. Эти предметы были найдены у него, тогда его с семьёй и имуществом вывели в долину Ахор, где побили их камнями и сожгли огнём. Они набросали на это место внушительную груду камней, и после этого ярость Господня утихла (Нав. 7:16—26).

События, связанные с поступком Ахана, разобраны в Толковой Библии издания преемников А. П. Лопухина, и, в меньшей степени у Феодорита Кирского.