Ахбердил Мухаммед


Ахбердил Мухаммед,(авар. Ахбердилав МухIаммад, чечен. Ахьвердин Махьма; 1803, Хунзах, Аварское ханство — 18 июня 1843, Гуш-Керт, Чечня) — генерал и мудир имама Шамиля. Ближайший сподвижник двух предшествующих имамов Дагестана Гази-Мухаммада и Гамзат-бека. Ещё при жизни Шамиля был объявлен одним из его преемником. Был одним из самых влиятельных людей в Имамате[1][2]. После поражения при Ахульго в 1839 году, жил в Урус-Мартане у своего кунака и друга наиба Иссы, вместе с которым ходил в набеги[3]. По одной из версии по происхождению аварец, по другой — сын племянника армянского прозелита-мусульманина[4][5].

Родился в начале XIX века в аварском ауле Хунзах. По одним источникам, по национальности аварец[6][7][8][9][10]. Согласно другим источникам, в том числе по версии личного писаря имама Шамиля, Мухаммада аль-Карахи, Ахберди был мусульманином-армянином[4][11][5]. О его детстве и юности известно немногое. В Аварии его называли Ахбердил Мухаммад или Ахбердилав, в русских источниках XIX века он известен как Ахберды Магома. По характеристике Н. Ф. Дубровина, отличался умом и справедливостью[12].

Ахбердил получил прекрасное образование, свободно владел аварским, арабским, чеченским и кумыкским языками. Он учился у таких видных богословов как Саид Араканский, Лачинилав из Хариколо, позже у первого имама Гази-Мухаммада.

С зарождением на Кавказе мюридизма стал ярым его последователем. Проповеди первого имама Дагестана Гази-Мухаммада оказали на него сильное влияние. Ахбердил Мухаммед примкнул к движению первого имама, после его гибели был в числе сторонников второго имама Гамзат-бека[источник не указан 1207 дней].

Известность к нему пришла в период Шамиля, при котором он был назначен мудиром Малой Чечни, самой большой по численности и территории Имамата. Хайдарбек Геничутлинский писал:

«Шамиль назначил своим наместником в одной из областей аварца (аль-авари), являющегося для тех мест мухаджиром — Мухаммада сына Ахберди-набожного учёного, активного борца за веру, помощника делу религии, сокрушителя неверных и мунафиков, опору Имама, верного слугу Ислама».