Аэропорт Харстад-Нарвик, Эвенес


Аэропорт Харстад-Нарвик, Эвенес (норв. Harstad/Narvik lufthavn, Evenes; (ИАТАEVE, ИКАОENEV)) — международный аэропорт, расположенный в коммуне Эвенес, фюльке Нурланн, Норвегия. Аэропорт обслуживает города Харстад и Нарвик. Совмещен с авиабазой Эвенес Королевских военно-воздушных сил Норвегии. Гражданский сектор управляется государственной компанией Avinor[en]. Аэропорт имеет одну асфальтовую ВПП размером 2808Х45 метра, расположенную по курсу 17/35. Авиакомпаниями, выполняющими ежедневные регулярные рейсы, являются Norwegian Air Shuttle, Scandinavian Airlines и Wideroe. Регулярные рейсы выполняются в Осло, Тронхейм, Будё, Тромсё и Анденес.

Первое регулярное авиасообщение с Харстадом и Нарвиком было выполнено Det Norske Luftfartselskap[en] (DNL) в 1935 году. Маршрут проходил между Бергеном и Тромсё с остановками в Нарвике и Харстаде, для полетов использовался Junkers W 34. Рейсы продолжались до 1939 года, когда они были прекращены из-за начала Второй мировой войны. Маршрут возобновился в 1946 году, полеты выполнялись Junkers Ju 52[2]. Водный аэродром Харстада был расположен в центре города. Полеты на гидросамолете проводились только в летний период[3].

Около 1950 г. начались дискуссии о строительстве аэропорта между Будё и Тромсё[4]. В феврале 1951 года муниципальным советом Нарвика был утвержден план строительства аэропорта в Эвенесе. В 1956 году открылся гражданский сектор аэропорта Бардуфосс[en], который обслуживал Тромсё, а также Офотен. Время в пути до Бардуфосса составляло три часа от Нарвика и шесть часов от Харстада[2].

В июне 1970 года парламент принял решение о строительстве аэропорта для Харстада и Нарвика в Эвенесе. Строительство началось осенью 1971 года и 30 июня 1973 года аэропорт был открыт, длина взлетно-посадочной полосы составляла 1600 м[5]. SAS было предоставлено право полетов в Осло, Braathens SAFE было разрешено лететь по маршруту через Кристиансунн, Молде и Олесунн в Берген и Ставангер, а также в Будё и Тромсе[6]. В 1984 году Norving[en] начала выполнять рейсы в Лулео (Швеция) и Рованиеми (Финляндия), используя Dornier Do 228[7].

Военные начали рассматривать Эвенес как потенциальную авиабазу ​​после открытия аэропорта. Было выделено военное финансирование, что позволило увеличить взлетно-посадочную полосу до 2760 м, построить места для стоянки самолетов-истребителей, тяжелых транспортных самолетов и средств обслуживания[8]. Расширенная взлетно-посадочная полоса была завершена в 1977 году[9] Строительство начальных вспомогательных сооружений началось в 1978 году и было завершено в 1985 году. Авиабаза Эвенес начала работу в январе 1986 года. Казармы были построены в 1991 году, ангары, административные помещения и складские помещения были завершены в 1995 году[8].