А-40 «Альбатрос»


А-40 «Альбатрос» (Бе-42, изделие «В», по кодификации НАТО: Mermaid) — советский многоцелевой самолёт-амфибия, самый большой в мире реактивный самолёт-амфибия.

Этот самолёт проектировался во времена Холодной войны как средство для уничтожения подводных лодок противника в любой точке мирового океана в любое время суток одной или двумя торпедами[4]. В 2016 году проект был возобновлён и планировался для замены самолёта-амфибии Бе-12. На 2023 год информация о проекте отсутствует.

Разработка самолёта началась в 1983 году на таганрогском авиазаводе, главным конструктором А. К. Константиновым.

8 декабря 1986 года совершил свой первый полёт с суши[5]. С воды «Альбатрос» впервые поднялся в воздух 4 ноября 1987 года[1]. На опытном образце этого самолёта в ходе лётных испытаний было установлено 148 мировых рекордов[6]. Лётные испытания проходили в Таганроге и на заводской испытательной станции в Геленджике[1]. Первый официальный показ самолёта состоялся на международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году. А-40, который не имеет мировых аналогов, создавался прежде всего, как самолёт противолодочной обороны, но заложенные в нём на этапе проектирования решения позволили получить многоцелевую машину, способную осуществлять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров.[7] После распада Советского Союза производство остановилось.

В июле 2014 года было сделано заявление о том, что самолёт проходит модернизацию для ввода в строй[8].

3 марта 2016 года начальник Морской авиации Черноморского Флота ВМФ России полковник авиации Геннадий Загонов официально заявил, что к 2020 году находящиеся на вооружении флота противолодочные самолёты-амфибии Бе-12 будут заменены на амфибии А-40[9].