Балканы эпохи бронзы


Балканы эпохи бронзы представляют собой период между балканским неолитом и Античностью (Балканами железного века), который охватывает IV—II тыс. до н. э. В это время на южной оконечности Балкан расцветает и неожиданно гаснет Минойская цивилизация, а северные Балканы испытывают нашествие индоевропейских племён, говорящих преимущественно на палеобалканских языках.

Именно вторжение пастушеских индоевропейских племён среднестоговской культуры знаменует собой начало бронзового века на Балканах[1], конец же его приходится на греческие тёмные века.

По сообщениям историков, укреплённые поселения бронзового века (города) возводятся на руинах неолитических поселений. В городах отчётливо обозначаются каменные стены, центральная площадь и улицы-проходы. В это время сформировался тип «украинской» хаты — жилище со плетёными стенами, обмазанными глиной, с соломенной крышей и открытым глиняным очагом. Крупные города, помимо Эгейского региона (Афины, Микены), существовали на севере Балкан: Монкодонья, а также близ словацкого Спишски Штврток в Прешовском крае (Отомань культура)[2]

Основу хозяйства составляло скотоводство, но также значение сохраняло и земледелие (пшеница, ячмень, горох), сопряжённое с ручными зернотёрками, костяными серпами с кремнёвыми вкладышами и амфорами для хранения зерна[3]. Вероятнее всего, пищу составляли лепёшки и бобовые похлёбки. В эпоху бронзового века произошёл переход от мотыжного земледелия к плужному, где применялась соха, запряжённая быками.

К II тыс. до н. э. в войске существовали отряды всадников[4]. По-видимому, первые всадники породили легенды о кентаврах. Также жители Балкан эпохи бронзы умели изготовлять большие морские парусно-вёсельные суда, которые могли доплывать до Египта (народы моря, Илиада). Ополчения состояли из воинов одетых в доспехи и шлемы (шлем из клыков), вооружение составляли короткие мечи-кинжалы, боевые топоры, копья, луки и стрелы. Сохраняли своё значение палицы.

В эпоху бронзового века среди индоевропейских племён, населявших Балканы, произошёл коренной переворот в погребальном обряде: на смену трупоположениям в курганах пришли погребальные костры (Монтеору, Ноуа), что видимо связано с изменением религиозных представлений и смене хтонических божеств на солярных.