Бальдовинетти, Алессио


Алессио (Алессо) Бальдовинетти (итал. Alessio Baldovinetti; около 1425, Флоренция — 1499, Флоренция) — итальянский художник флорентийской школы, мозаичист, мастер интарсии по дереву и создатель витражей периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения[1].

Алессио Бальдовинетти родился во Флоренции в семье богатого торговца Бальдовинетто и Аньолы Убальдини да Гальяно. В 1448 году он был записан в «Братство Святого Луки» (Compagnia di San Luca) как «Алессо Бальдовинетти, живописец»[2].

Бальдовинетти был последователем группы «научных реалистов» (realisti scientifici), к которой относят живописцев Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло и Доменико Венециано. Его индивидцальный стиль близок Доменико Венециано и Фра Анджелико. С последним он сотрудничал на работах в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.

По косвенным источникам известно, что Бальдовинетти принимал участие в украшении церкви Сант-Эджидио (Святого Эгидия) во Флоренции, но прямых письменных подтверждений не сохранилось. Работы проводились в период с 1441 по 1451 годы под руководством Доменико Венециано вместе с Андреа дель Кастаньо. Однако то, что закончить серии фресок в более позднее время (ок. 1461 г.) было поручено именно Бальдовинетти, не вызывает сомнения. Хотя фрески были уничтожены в XVIII веке, исследователи искусства кватроченто приписывают этой работе значение, равное значению росписей Мазаччо в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Следы этого цикла фресок сохранились лишь в нескольких фрагментах синопий (малозначительных, поскольку они относятся к украшению основания, на котором были помещены фигуры). Они находятся в Музее трапезной церкви Сант-Аполлониа (Museo di Cenacolo di Sant’Apollonia) — бывшего бенедиктинского монастыря в центре Флоренции.

В 1462 году Бальдовинетти создал большую фреску «Благовещение Марии» в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Сохранившиеся фрагменты этой работы свидетельствуют о способностях художника: заметны высокая точность прорисовки деталей и мастерское размещение фигур в пространстве. Всё это вполне подтверждают два отдельных утверждения Джорджо Вазари о художнике: «Рисовал он очень хорошо… с большим терпением и с отменным изяществом… Он очень любил писать пейзажи, изображая их с натуры точь-в-точь как они есть в действительности. Поэтому на картинах его мы видим реки, мосты, камни, травы, плоды, дороги, поля, города, замки, песчаные отмели и бесчисленное множество подобных вещей… Он был заядлым экспериментатором в технических вопросах»[3].