Бани Баязида


Бани Баязида (тур. Beyazıt Hamamı) — исторический хамам в Стамбуле (Турция), один из крупнейших в городе[2][3]. Ранее он был частью кюллие (религиозного и благотворительного комплекса) мечети Баезида, расположенной неподалёку, к востоку от хамама[4]:130.

Мечеть Баязида II и кюллие являются одними из старейших примеров имперской мечети и благотворительного комплекса в Стамбуле (старше их только мечеть и комплекс Фатиха). Мечеть Баязида II была построена в период между 1500 и 1505 годами, а её медресе — в 1507 году, комплекс включал в себя также имарет (общественную столовую), караван-сарай и несколько мавзолеев (тюрбе). Архитектор мечети точно не известен, но ряд исследователей называют Якубшаха ибн Исламшаха наиболее вероятным главным архитектором, по другой версии им мог быть Хайреддин, хотя точно известно, что один из помощников Якубшаха сменил его при завершении строительства медресе[5]. Бани Баязида упоминается в документах в 1507 году, что свидетельствует о том, что к тому времени они уже были возведены[6]. Уже вскоре после этой даты хамам был передан вакфие (вакуф) для другого кюллие по инициативе Гюльбахар-хатун, жены султана Баязида II и матери султана Селима I[6] (хотя некоторые источники утверждают, что Гюльбахар-хатун сама заказала строительство хамама и пожертвовала его комплексу мечети Баязида[3]). В фундаменте баней Баязида были обнаружены фрагменты древней триумфальной колонны с соседнего форума Феодосия[7].

Бани Баязида были реконструированы после пожара в 1714 году[2]. Известность этому хамаму принёс Патрон Халил, лидер восстания, вызванного экономическими причинами, но приведшего к свержению султана Ахмеда III в 1730 году и восшествию на престол Махмуда I, который, предположительно, работал служителем в банях Баязида (теллаком)[6][2][8][9]. Патрон Халил же был казнён вместе с тысячами тех, кто стоял за ним, и бани стали местом, которое, как опасалось правительство, где могли зародиться социальные волнения. Согласно указу султана 1734—1735 годов все работники бань должны были быть зарегистрированы, также были введены меры, дискриминирующие албанских работников. В случае, если они покидали Стамбул, чтобы посетить свои родные места, по возвращении им запрещалось работать в банях. Кроме того, новые работники бань должны были происходить либо из Стамбула, либо из Анатолии, тем самым они вытесняли албанцев из этой сферы деятельности. Хотя это и происходило медленно, в долгосрочной перспективе это привело к увеличению числа анатолийских работников, особенно из Сиваса и Токата, в стамбульских банях[9].