Баранта


Баранта или барымта (чагат. بارانتا‎ — «ответный грабёж»[1], каз. барымта — «мне следуемое»[2], «то, что мне должны»[3]) — захват скота у тюркских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб.

В «Лексиконе российском историческом, географическом, политическом и гражданском» (1746 г.), автором которого был В. Н. Татищев, сказано: «Сие у них чинится междо владельцы, когда один другому какую обиду учинит, то оной обиженный просит управы, и естьли тот не разделается, то оной ищет скот или людей захватить, и потом выберут посредников, которые, разобрав обстоятельства, положат, что которой должен возвратить».[4]

В Толковом словаре Даля сказано: «Баранта тем отличается от военных набегов, что нападающие, из опасения кровомести, идут без огнестрельного и даже без острого оружия, а берут ожоги, вместо копий, обух и нагайку».[5]

У казахов, если виновная сторона под различными предлогами отказывалась от уплаты куна, суд бийев или совет старейшин (аксакалов) официально выносил решение о барымте, то есть признавал право потерпевшей стороны угнать принадлежащий виновной стороне определённое количество животных прямо с пастбища. Также барымтовали при нарушении границ пастбищ, при неравном дележе добычи, а также других нарушениях привычного степного уклада. После барымты обязательно производили счёт.

В традиционном праве тюркоязычных кочевых народов барымта выступает в двух аспектах: а) как санкционированное действие судом обычного права (судом биев у казахов, киргизов, каракалпаков, ногаев и др.), и б) как акт самосуда. По существу барымта есть акт восстановительной юстиции, то есть ущемленное право рода восстанавливается в случае не нахождения справедливости (теңдік — равенство) в форме примирительного соглашения (bitim — у казахов, butum — у кыргызов, bitig — у иных тюрков), прибегая к коллективному угону скота. В этимологическом аспекте барымта состоит из двух слов-значении: барым — мой, по праву принадлежащее (причитающееся) мне имущество, та — действие, означающее отобрание. По содержанию барымта является актом принуждения. Принуждение является правовым, если оно было санкционировано судом обычного права, в таком случае барымта осуществлялась днем с предварительным предупреждением законного владельца скота. Благодаря именно санкционированной барымте сформировался единый порядок по исчислению размеров воздаяния и различных штрафов в традиционном праве.

В русском языке под барантой понималось и просто воровство скота. Участника баранты называли барантовщиком или барантачом[6][5](казахский термин — барымташи).