Бастиани, Ладзаро


Ладзаро Бастиани (итал. Lazzaro Bastiani; 1429 — 5 апреля 1512) — итальянский живописец раннего Возрождения, периода кватроченто венецианской школы.

Об этом мастере сохранилось очень мало сведений. Имя Ладзаро ди Якопо Бастиани в качестве независимого художника появляется в венецианских архивных документах в 1449 году, на основании чего исследователи отнесли дату его рождения приблизительно к 1430 году. От 1460 года дошло сообщение о том, что он расписал алтарь для храма св. Самуила (не сохранился). В 1470 году он стал членом Скуола ди Сан Джироламо. В 1473 году Ладзаро отмечен в районе Тренто, где он написал картину в городке Пера ди Фассо. В 1479 году для Скуола Гранде ди Сан Марко в Венеции написал «Историю Давида». В 1480 году художник создал картину «Рождество» для венецианского храма Св. Елены (ныне в Галерее Академии). В 1482 году он отмечен как житель Венеции, 1484 годом датирована алтарная картина «Мадонна со святыми и донатором», написанная Ладзаро для храма Святых Марии и Донато в Мурано; 1490 годом датирована и подписана картина «Коронование Марии» (ныне в Бергамо, Академия Каррара). В 1494 году художник стал членом Братства Скуола ди Сан Марко; 1496 и 1502 годами вновь помечено его проживание в Венеции. В 1505 году совместно с Бенедетто Диана художник расписывал флаги для площади Сан Марко, а в 1508 году выступал в качестве эксперта для определения стоимости предстоящих работ — картин Джорджоне для Фондако деи Тедески (Немецкого подворья). В 1512 году Ладзаро Бастиани скончался.

Период формирования художника остаётся неясным, поскольку до 1480 года точно датированных его произведений не сохранилось. По мнению ряда историков искусства, своё раннее обучение он прошёл в Падуе (возможно, он был уроженцем этого города). Тем не менее, мозаика в базилике Сан Марко, изображающая Св. Сергия и имеющая подпись Бастиани, (возможно, одна из самых ранних работ, предполагают, что она создана в 1460 году или около того), свидетельствует и о других источниках его раннего творчества — исследователи отмечают в ней сильное тосканское влияние (близость произведениям Кастаньо) и несхожесть с работами зрелого периода. К этому же раннему периоду относят две мозаики — «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» из Городского музея Падуи. Вероятно, ранним произведением является также «Пьета» (подписана, но не имеет даты) из храма Сан Антонио в Венеции. В ней отмечается более сложное композиционное построение и влияние падуанского мастера Франческо Скварчоне.