Баталов, Николай Петрович


Никола́й Петро́вич Бата́лов (24 ноября (6 декабря) 1899, Москва — 10 ноября 1937, там же[1]) — русский и советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1933)[2][3]. Муж Ольги Николаевны Андровской и дядя Алексея Баталова.

Николай Баталов родился в Москве в семье Петра Владимировича и Александры Ивановны Баталовых[4]. Его родители были крестьянами Ярославской губернии, перебравшимися в столицу[5]. Через три года родился его младший брат Владимир. Мать была домохозяйкой, отец в 1910-м году стал совладельцем ресторана, после революции работал директором столовой. Николай с детства готовился стать священником, мало общался со сверстниками и прислуживал в церкви. Вместе с братом разыгрывал маленькие спектакли[4].

В 19101915 годах учился в Торговой школе имени Александра III, участвовал в школьных концертах. В 1915 году его отдали в Школу драматического искусства, в 1916 году — во Вторую студию МХТ, где он выступал до 1924 года. Первой ролью стал Петя-переплётчик в спектакле «Зелёное кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус. В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спектаклей играл роли Гиггиса и Стрэттона в «Потопе» по пьесе Хеннинга Бергера и Гильома в «Адвокате Патлене».

В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской, которую заметил ещё в 1919 в Театре Корша и пригласил в труппу своего театра[5]. В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не выступал на сцене.

Зато уже в 1924 году он снялся в своём дебютном кинофильме «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова, сыграв красноармейца Гусева. Его роль выделяли и киноработники, и критики того времени:

Ролью же, принёсшей Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Всеволода Пудовкина «Мать» (1926) по мотивам романа Максима Горького. Сам Пудовкин так отзывался об актёре: