Баха ад-Дин Валад


Мухамма́д ибн Хусе́йн аль-Хатиби́ аль-Балхи́ по прозвищу Баха́ ад-Дин Вала́д (1148[4] или 1152, Балх — 12 января 1231, Конья) — учитель фикха, руководитель центрального медресе в Конье. Отец знаменитого суфия Джалаладдина Руми и дед основателя мевлевитского тариката Султана Валада. Подобно аль-Иззу ибн Абд ас-Саламу (ум. 1262), носил почётный титул Султан аль-Улама («султан улемов» или «царь учёных»).

По отцу Баха ад-Дин Валад (он же Баха Валад, Бахауддин) считался потомком первого халифа Абу Бакра. Эта версия звучит в книге «Ибтида-наме» его внука Султана Валада. Шамс ад-Дин Ахмад Афлаки в «Манакиб аль-Арифине», написанном между 1318 и 1353 годами, приводит следующую генеалогию: Абу Бакр — Абд ур-Рахман — Хаммад — Мутаххар — Хусайиб — Мавдуд — Махмуд — Ахмед Хатиби — Хусейн Хатиби — Бахауддин Валад[5].

Его отец Хусейн бен Ахмед аль-Хатиби являлся известным учёным, в числе учеников которого присутствовал выдающийся законовед Ради ад-Дин ан-Нисабури (ум. 1203)[6]. По преданию, Хусейн был женат на Малике-и-Джахан, дочери хорезмшаха Ала ад-Дина Текеша (ум. 1200)[7][8]. Легенда утверждает, будто одновременно Хусейну, шаху, его дочери и визирю приснилось, что Малика-и-Джахан должна выйти замуж за Хусейна[9]. Современные историки не разделяют эти легенды.

Сам Бахауддин был женат на Мумине-Хатун, дочери Рукн ад-Дина, эмира Балха. В момент эмиграции из Государства Хорезмшахов Бахауддин оставил при своей матери в Хорасане дочь Фатиму и старшего сына Хусейна, которые были от двух других жён[10]. Вместе с ним в эмиграцию отправились Мумине-Хатун и двое её сыновей — Аладдин Мухаммед и Джалаладдин Руми[9].

Бахауддин проживал в Балхе (Государство Хорезмшахов), где считался авторитетным факихом. По преданию, одновременно 300 учёных в Балхе, включая и Бахауддина, увидели сон, в котором пророк Мухаммед повелевает называть Бахауддина титулом Султан аль-Улама[11][12]. Себя Султан аль-Улама относил к духовным последователям суфия Абу Хамида аль-Газали (10581111) и входил в круг приверженцев своего современника Наджм ад-Дина Кубра (11451221), основавшего суфийский тарикат Кубравия.

На основе изучения «Грамоты хранителя Юрумской астаны» тюменский историк Р. Х. Рахимов выдвинул предположение, что поход исламских миссионеров в Сибирь, описанный в сюжете «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири», был совершён по инициативе Бахауддина Валада, хотя рукописи Н. Ф. Катанова говорят о Бахауддине Накшбанде (13181389)[13].