Белый царь


«Белый царь» (монг. Цагаанхаан?, ᠴᠠᠭᠠᠨ
ᠬᠠᠭᠠᠨ
?, калм. Цаһанхаан, ᡔᠠᡎᠠᠨ
ᡘᠠᡎᠠᠨ
, тюрк. Aqqaɣan) — неофициальный титул русского государя, фиксируемый с XVI века и широко распространенный среди тюркских и монгольских народов[1]. Употреблялось также среди кубанского казачества[2].

Согласно исследованиям Б. А. Успенского, первая фиксация названия «белый царь» как наименования московского государя в письменном источнике — в Повести об восьмом соборе Симеона Суздальского («Слово о становлении восьмого собора»), где это словосочетание применено к Василию Тёмному под 6949 (1441) годом: о нём говорится как о «благоверном и христолюбивом и благочестивом истинно православном великом князе Василии Василиевиче, белом царе всеа Руси».[3][4]

Герберштейн в «Rerum Moscovitarum commentarii» полагал, что это название происходит оттого, что русские цари носили белый клобук, в противоположность персидским шахам, носившим красные колпаки и потому называемым «кизил-башами». Но объяснение это является неубедительным. Вернее предположить, что название это дано русским царям, как свободным, независимым, государям, никому не платящим дань, согласно тому понятию, которое придавали слову «белый» восточные народы[5].

Образ «белого царя» является одним из сакральных образов русской народной духовной поэзии — в частности, он содержится в известном памятнике русской литературы, «Голубиной книге»[6]:

 «У нас Белый царь — над царями царь.
      Почему ж Белый царь над царями царь?
      И он держит веру крещеную,
      Веру крещеную, богомольную,
      Стоит за веру христианскую,
      За дом Пречистыя Богородицы,—
      Потому Белый царь над царями царь...»

Таким образом, "белый царь" в русском фольклоре мог означать защитника православия, однако широкая распространенность образа у инородческого населения позволяет сделать более широкую трактовку белого царя как носителя удачи, справедливости и благоденствия[7].