Голубиная книга


Голуби́ная кни́га (Каменная, Глубинная книга, Стих о Голубиной книге) — русский духовный стих конца XV — начала XVI века, в форме вопросов и ответов дающий сведения о происхождении мира, людей, сословий и фольклорную космографию[1][2]. Восходит преимущественно к ряду переводных апокрифических сочинений, которые в процессе бытования на Руси подверглись влиянию фольклора[1].

Известно более 20 вариантов текста, некоторые значительно отличаются от остальных. Популярность этого произведения духовно-народной литературы объясняется тем, что оно давало ответы на самые важные космогонические вопросы и, вместе с тем, отвечало на вопросы относительно нынешнего состояния вселенной и разных значимых предметов, имеющихся на земле[3].

В чтении глубинных книг обвинялся святой Авраамий Смоленский, живший в конце XII — начале XIII века[3] (вероятно, речь об апокрифах в целом[4]). Рукописные списки произведения известны с XVII века, однако в своём первоначальном виде, по предположению Н. С. Тихонравова, поддержанному С. Е. Никитиной, Стих составлен, предположительно, в конце XV — начале XVI века в Новгородско-Псковских землях. Окончательное оформление текста относится к первой четверти XVII века, поскольку этим столетием датируются наиболее ранние списки Стиха. Особая версия текста помещена в Сборник Кирши Данилова, сложившийся на Урале в середине XVIII века[1]. В XIX веке Стих бытовал преимущественно на севере России, реже встречался в средней полосе, а также в Белоруссии; в южнорусских областях и на Украине неизвестен[1][5].

Стих занимает пограничное положение между устной и письменной словесностью. Он содержит сложное переплетение разнородных по происхождению элементов, восходящих в основном к ряду переводных апокрифических сочинений, которые в процессе бытования на Руси подверглись фольклоризации. Источники Стиха — «Беседа трёх святителей», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской» (греческий оригинал — не ранее V века, русские списки известны с XV века), «От коих частей создан бысть Адам» и др. К Стиху наиболее близка «Беседа Иерусалимская», содержащая диалог между царями Волотом и Давидом о тех же вопросах, которые обсуждаются в Стихе. Учёные высказывали различные мнения о соотношении между Стихом и «Беседой Иерусалимской». Одни считали, что «Беседа Иерусалимская» предшествовала Стиху, другие рассматривали её как прозаическую переделку Стиха[1].

Название имеет различные толкования. По мнению В. Н. Мочульского[укр.], оно образовано от более древнего «Глубинная книга» по ассоциации с голубем в качестве символа Святого Духа.

Глубинными книгами назывались отреченные книги, апокрифы в целом. В «Житии Авраамия Смоленского» (список XVII века) последнего обвиняют в чтении глубинных книг: