Бенардаки, Дмитрий Егорович


Дмитрий Егорович Бенардаки (1799, Таганрог — 28 мая 1870, Висбаден) — российский промышленник, крупный винный откупщик, владелец чугуноплавильных и железоделательных заводов, судовладелец, создатель Сормовского завода, золотопромышленник.

Из таврических греков. Сын мичмана Георгия Никифоровича Бенардаки, командира крейсерского судна «Феникс» в годы войны с Турцией 1787—1791 годов. Место рождения Дмитрия Бенардаки до сих пор неизвестно. В публикациях XIX века, как и в более поздних, указываются разные места его рождения. Рос в Таганроге, с 1807 г. учился в Таганрогской мужской гимназии[1][2].

Вступил на военную службу 25 октября 1819 года в Ахтырский гусарский полк юнкером. 23 апреля 1820 года произведён в корнеты. 18 января 1823 года уволен со службы по домашним обстоятельствам с чином поручика. Постановлениями правительствующего сената от 28.11.1850 и 06.09.1861 утверждён в потомственном дворянстве.

В 1837 (по другим данным, в 1826) году купил Верхне-Троицкий, Нижне-Троицкий и Усень-Ивановский заводы у наследников И. П. Осокина[3], в 1859 — Авзяно-Петровские заводы. В 1852 построил Алафузовскую фабрику[4].

Владел в Белебеевском уезде имением из 8 деревень: Александровка, Дмитриевка (ныне не существуют), Анновка, Екатериновка, Елизаветино (все — Белебеевский район), Константиновка, Леонидовка, Николаевка (все — Туймазинский район)[4].

В 1849 основывает Нижегородскую машинную фабрику (Красное Сормово), а к 1860 году выкупает все ее акции. При Бенардаки на заводе впервые появились паровые машины, токарные станки, подъёмный кран, в 1870 году была построена первая в России мартеновская печь для выплавки стали. Также на Сормовском заводе были построены первые железные суда, а в годы Крымской войны (1853—1856) военные суда для Каспийской флотилии. С 1860 по 1869 год со станков Сормовской верфи сошло 40 паровых машин. Среди них самое крупное судно «Лев», предназначенное для речного пароходства на Волге.