Беотийская война


Беотийская война (378—362 годы до н. э.) — военный конфликт в Древней Греции, произошедший вскоре после Коринфской войны и подписания Антиалкидова (Анталкидова), или Царского мира.

В этой войне большинство участников меняло стороны на протяжении конфликта. Постоянными противниками оставались Спарта и Фивы. К началу войны это было противоборством Второго афинского союза (уже удовлетворяющего требованиям Анталкидова мира[1]) с Пелопоннесским союзом. В Афинский союз в начале войны входили в том числе Фивы и часть беотийских городов, в которых победили демократические партии. Остальные беотийские города были олигархическими и поддерживали Спарту[2]. К концу конфликт стал борьбой Беотийского союза с союзниками против Спарты и Афин с некоторыми их союзниками.

Причиной войны стало недовольство спартанской гегемонией[3]. В ходе войны фиванцы нанесли спартанцам несколько поражений, среди них знаменитая битва при Левктрах, после которой в Греции установилась фиванская гегемония. Пелопоннесский союз медленно распадался. Последним всплеском войны была битва при Мантинее, в которой погиб фиванский полководец Эпаминонд.

Основной источник о Беотийской войне — «Греческая история» Ксенофонта, охватывающая период с 411 по 362 год до н. э. Часть исследователей (в основном XIX — начало XX века) подвергали критике эту работу Ксенофонта, обвиняя его либо в предвзятости, либо в умолчаниях. «Работа Ксенофонта — не „история“ в традициях Фукидида, а скорее мемуары, рассчитанные на уже знакомых с событиями читателей»[4].

Например, Соломон Яковлевич Лурье, описывая источники античности того периода, с одной стороны, обвиняет Ксенофонта в умолчании или очень кратком упоминании о неприятных ему событиях, отвлечении внимания читателя и т. д., но далее пишет, что «все эти недостатки в известной мере уравновешиваются тем, что Ксенофонт — прекрасно осведомлённый свидетель, точно и с пониманием дела сообщающий читателю те факты, очевидцем которых ему пришлось быть». Другие же античные источники он оценивает как: «…Диодор, Трог Помпей и Плутарх, писавшие через несколько столетий после этих событий, хотя и восходят частично к этим утраченным источникам[5], но в ряде случаев доверия не заслуживают, так как заимствуют материал из третьих рук и притом вовсе не обладают качествами, нужными для историка»[6][7]. Некоторые другие исследователи (например, В. С. Сергеев) обвиняют Ксенофонта в том, что он практически не упоминает имён Пелопида и Эпаминонда, сыгравших огромную роль в истории Эллады[8].

Однако более современные исследователи в основном отмечают, что Ксенофонт «писал, фактически, как критик Спарты, а не как её пропагандист»[9]. Кроме того, отмечается, что Ксенофонт прославлял фиванцев за их военные умения и критиковал спартанцев за их резкость по отношению к фиванцам и сопоставимые ошибки[10].