Лич, Бернард


Бернард Лич (англ. Bernard Leach, полное имя Bernard Howell Leach; 18871979) — британский художник и педагог, занимавшийся гончарным делом. Считается «отцом британской школы гончарного дела»[5].

Родился 5 января 1887 года в Гонконге. Его мать Элеонора (урожденная Шарп) умерла при родах. Первые свои годы жизни мальчик провел в Японии в Киото у родителей матери. Создав новую семью, в 1890 году отец забрал сына обратно в Гонконг.

В 10-летнем возрасте Бернарда отправили в Англию к родственникам для обучения. Он посещал школу Slade School of Fine Art Университетского колледжа Лондона, где изучал гравюру у Фрэнка Брэнгвина. После смерти отца он был вынужден оставить обучение, дав тяжелобольному отцу обещание строить карьеру в Банке Гонконга и Шанхая (ныне HSBC). В возрасте восемнадцати лет Бернард поехал в Манчестер, чтобы обучаться банковскому делу, и спустя год его приняли на должность младшего служащего HSBC в Лондоне. Однако, быстро разочаровавшись в обретённой профессии, он продолжил заниматься рисованием. В 21 год Лич поступил в Лондонскую школу искусств (London School of Art) в Кенсингтоне.

Читая книги Лафкадио Херна, он заинтересовался Японией, и в 1909 году поехал туда со своей молодой женой Мюриэль (урожденная Хойл). Здесь Бернард занимался живописью, практиковал технику травления, создавал изделия из дерева и выполнял дизайн обложек для журналов. Некоторое время преподавал офорт — его учениками были Тон Сатоми[англ.] и Кодзима Кикуо, а позже — Рюсэй Кисида[англ.].

В Токио Лич выступал с докладами и присутствовал на встречах с Санэацу Мусянокодзи, Наоя Сига, Янаги Соэцу[англ.] и другими членами группы «Сиракаба», которые пытались познакомить Японию с западным искусством после 250 лет её изоляции. Около 1911 года он посетил гончарную мастерскую, изготавливавшую керамику раку, что стало первым знакомством Лича с керамикой. Благодаря лекциям Исии Хакутэя[англ.], он начал учиться у Урано Сигэкити (Urano Shigekichi, 1851—1923)[6]. В качестве переводчика технических терминов ему помогал гончар Томимото Кэнкити[англ.], с которым он познакомился ранее. С этого времени Лич также начал писал статьи для группы «Сиракаба», разрабатывал обложки для их изданий, в частности для журнала «Fyūzan»[7].

Лич переехал в 1915 году в Пекин по приглашению прусского философа и искусствоведа доктора Альфреда Вестарпа (Alfred Westarp)[8], который в то время там жил. Через некоторое время он снова вернулся в Японию, где встретился с керамистом Хамадой Сёдзи[англ.]. Лич получил от Кэндзана печь для обжига и обустроил её в саду Yanagi garden у Янаги Соэцу (также известен как Янаги Мунэёси), дав ей собственное имя Tōmon-gama. Утвердившись как гончар, Лич решил перебраться в Англию. В 1920 году, перед отъездом, он провел выставки в Осаке и Токио.