Ланкастер, Берт


Бе́ртон Сти́вен Ла́нкастер (англ. Burton Stephen Lancaster; 2 ноября 1913 — 20 октября 1994) — американский актёр, продюсер и политический активист. Один из самых успешных актёров в истории американского кино. Обладатель премий «Оскар» и «Золотой глобус», двух премий BAFTA, а также призёр Венецианского и Берлинского кинофестивалей.

Ланкастер родился 2 ноября 1913 года в Манхэттене, Нью-Йорк, в семье Элизабет Робертс и почтового служащего Джеймса Ланкастера. Его родственники с обеих сторон были эмигрантами из Великобритании (все четыре его бабушки и дедушки были из ирландского Ольстера, но лишь бабушка и дедушка по отцовской линии были урождёнными ирландцами; бабушка и дедушка по материнской линии были потомками английских иммигрантов)[1].

Обладая высоким ростом и недюжинной физической силой, удачно играл в бейсбол. Поступил в колледж, решив стать преподавателем физкультуры, но был отчислен со второго курса и устроился работать в цирк акробатом. Там в 1935—1938 годах он работал в паре с Ником Краватом, который позднее также стал актёром кино и телевидения, каскадёром.

Цирковая карьера Ланкастера закончилась в 1941 году, когда он сильно повредил правую руку. Поступил контролёром в крупный чикагский универсам, затем перешёл на работу в нью-йоркское концертное бюро. Будучи призван на фронт после начала второй мировой войны, выступал в эстрадной бригаде, развлекавшей американских солдат в Северной Африке, Италии и Австрии.

После окончания войны случайно познакомился в Нью-Йорке с ассистентом театрального продюсера, которому для бродвейского спектакля «Звуки охоты» нужен был высокий и стройный актёр на роль военного. Хотя пьеса провалилась, кинокритики благожелательно отозвались о дебютанте, и он получил сразу семь предложений сниматься в кино. По совету импресарио начинающий актёр решил сыграть полицейского в уголовной драме «Ярость пустыни». Несмотря на то, что роль Ланкастеру не удалась, его заметили другие режиссёры и продюсеры.

В 1946 году сыграл в классическом фильме нуар «Убийцы» Роберта Сиодмака, за которым последовали снятый в аналогичном стиле «Крест-накрест» (1949) и мелодрама «Извините, ошиблись номером» (1948).