Берхем, Николас Питерс


Николас (Клас) Питерс Берхем Старший (нидерл. Nicolaes (Claesz.) Pieterszoon (Pietersz) Berchem the Elder; 1 октября 1620, Харлем — 18 февраля 1683, Амстердам) — голландский живописец, график и гравёр. Прозван по месту своего рождения «ван Харлем», но получил благодаря своему таланту прозвище «Феокрита живописи».

Берхем родился в Харлеме в семье живописца Питера Класа, в начале 1620-х годов переехавшего в Харлем из Берхема близ Антверпена. Творческий путь Николас начал в 14 лет, но хотя его первым учителем был отец, специализировавшийся в написании натюрмортов, мы не знаем ни одного натюрморта кисти Берхема. Позднее Николас обучался в мастерской Яна ван Гойена и именно тогда взял себе имя «Берхем». Затем юный художник обучается в Амстердаме у Николаса Муйарта, писавшего главным образом сюжеты из Священного Писания и аркадийские пейзажи с животными. Возможно, выбор наставника из Амстердама был обусловлен смертью матери Николаса в 1634 году и вторичной женитьбой отца год спустя. Влияние Муйарта заметно в изображении животных на ранней работе Берхема «Иаков у источника». До конца 1630-х годов Николас сменил ещё нескольких учителей: Питера Греббера, Яна Вилса, и Яна Баптиста Веникса (которого Берхем называл кузеном).

С 1642 года Берхем (зарегистрированный как Клас Питерсен) — член харлемской гильдии св. Луки. У него появляются ученики. Берхем добивается известности, изготовляя гравюры, распространяемые издателями и книготорговцами Харлема и Амстердама. В серии офортов, изображающих коров (1644) ещё заметен стиль Муйарта. В 1645 году художник присоединяется к голландской реформатской церкви. Свидетелем его при этом вступлении был Ян Вилс, с которым, вероятно, Берхем совместно проживал в тот период.

Традиционно считается, что Берхем окончательно сформировался как художник после совершённой вместе с Вениксом поездки в Италию в 1640-х годах (хотя ряд исследователей оспаривает факт его путешествия в страну, давшую вдохновение его дальнейшему творчеству). После этой поездки типичными для живописца стали написанные в тёплых тонах виды Италии, подчас населённые мифологическими или библейскими персонажами. Произведения этого жанра были в большой моде в Голландии. Помимо них, Берхем писал городские пейзажи, зимние и пасторальные сцены в традициях нидерландского натурализма, аллегорические и жанровые картины. По возвращении из Италии Берхем в 1646 году женился на Катарине Клас де Грот, падчерице Яна Вилса. Берхем совершенно подчинился жене, женщине злой, своенравной, в высшей степени скупой и алчной. Целые дни и ночи она держала его за работой и продавала его произведения по своему усмотрению. Некоторые картины она даже продавала заранее.

У супругов было по меньшей мере четверо детей: два сына и две дочери. Один из сыновей, Николас, также стал живописцем (Николас Берхем Младший).