Бескозырка


Прототипом бескозырки в ВС России была фуражная шапка — форменный головной убор у фуражиров в русских гвардии и армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Русских гвардии, армии и на флоте как повседневный головной убор во всех частях гвардии, армии и флота.

С середины XIX века на бескозырках стали делать белые выпушки — узкие белые канты — деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.

Первые ленты в русском флоте появились на клеёнчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались жёлтым сукном. В 70-х годах XIX в. на русском флоте вводится чёрная бескозырка с лентой, на которой наносилось наименование флотского экипажа и корабля. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой к фуражкам советских моряков рядового состава является лента гвардейских кораблей, утверждённая вместе с гвардейским знаком в 1942 году[1]. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и чёрного цвета, что соответствует цветам георгиевской ленты (существует указание 1769 года, где сказано, что цвета даны: оранжевый — цвет пламени и чёрный — цвет порохового дыма).

Кроме того, лента служила для удерживания в ветреную погоду бескозырки на голове — концы ленты обвязывались вокруг шеи или же ленты зажимали зубами. Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок, и составляла около 160 см.