Билал, Энки


Энки́ Била́л (фр. Enki Bilal), при рождении Энес Билалович (босн. Enes Bilalović; род 7 октября 1951, Белград), — французский комиксист и кинорежиссёр.

Родился 7 октября 1951 года в Белграде. Отец — Мухаммед Хамо Билал, босниец, бывший портным Иосипа Броза Тито, мать — Анна Билал, чешка[1]. В 1956 году отец Энки отправился на выходные в Париж, где остался, попросив политического убежища. Только в 1960 году Анна с девятилетним Энки переехали в Париж[2].

В 1965 году познакомился с Рене Госинни и, следуя его напутствию, попробовал себя в рисовании комиксов. В 1970-х годах сотрудничал с журналом Госинни «Пилот», с 1975 года начал работать вместе с Пьером Кристеном над серией коротких фантастических и сюрреалистических комиксов (позднее они были опубликованы серией, под названием «Легенды наших дней»).

Наиболее известны его фантастические графические романы: «Трилогия Никополя» (1980—1992), «Тетралогия Чудовища» (1998—2007) и научно-фантастическая автоэкранизация «Бессмертные: Война миров» (2004).

Как художник для кинематографа Билал работал в фильмах Алена Рене «Мой американский дядюшка» (1980) и «Жизнь — это роман» (1983), «Имя розы» Жан-Жака Анно (1986), сотрудничал с Анжеленом Прельжокажем в его работе над балетом «Ромео и Джульетта» (1990, на музыку Прокофьева), иллюстрировал книги Жюля Верна.

В комиксе Энки Билала Froid Équateur[a] впервые была представлена концепция нового вида спорта — шахбокса. Голландский перформансист Ипе Рубинг, вдохновлённый этим произведением, воплотил идею в жизнь.