Биржевой мост


Биржево́й мост (с 1918 по 1989 год — мост Строи́телей) — автодорожный металлический разводной мост через Малую Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и Петроградский острова. Мост придаёт завершённость и композиционную уравновешенность ансамблю стрелки Васильевского острова, образуя с Дворцовым мостом единый архитектурный ансамбль[1][2][3].

На стрелке Васильевского острова с 1720-х годов располагался морской торговый порт. Из-за интенсивного судоходства строительство моста стало возможным только после перевода торгового порта на другое место в 1880-х годах. Первый деревянный разводной мост построен в 1893—1894 годах по проекту инженера Николая Мазурова. Это был один из последних больших деревянных мостов с разводным пролётом, сооружённых в Петербурге до 1917 года[⇨]. В 1947 году выполнен ремонт моста. В 1957—1960 годах по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» Владимира Демченко, Бориса Левина и архитекторов Льва Носкова и Петра Арешева построен существующий пятипролётный металлический арочный мост[⇨]. В октябре 2021 года по проекту АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» начался капитальный ремонт моста. Полное завершение работ планируется к маю 2023 года[⇨].

Мост расположен у истока Малой Невы, соединяя Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова с площадью Академика Лихачёва и Мытнинской набережной на Петроградской стороне[4].

Рядом с мостом находятся здания ансамбля стрелки Васильевского острова: Ростральные колонны (архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон, 1805—1810), Биржа (архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон, 1805—1816), Северный пакгауз Биржи (архитектор А. Д. Захаров, 1826—1832), Таможня (архитектор И. Ф. Лукини, 1829—1832). На правом берегу расположен Тучков буян. Ближайшая станция метро — «Спортивная». Ниже по течению находится Тучков мост[5].

Строящийся мост в городской печати назывался Мытнинским[6][7]. В 1894 году постановлением городской думы мост получил название Биржевой[8]. В октябре 1918 года[9] мост переименовали в мост Строителей — имелись в виду строители нового коммунистического общества[10][11]. Название просуществовало до 22 сентября 1989 года, после чего мост снова стал называться Биржевым[12][13].

Впервые строительство моста через Малую Неву на этом месте предусматривалось генеральным планом архитектора Ж.-Б. Леблона, составленным в 1717 году[14]. Однако в 1720-х годах на стрелку Васильевского острова перевели морской торговый порт[15]. Вместо моста, который служил бы препятствием для интенсивного судоходства, использовался Мытнинский лодочный перевоз[16].