Генеральный план Санкт-Петербурга


Генеральный план Санкт-Петербурга — документ, определяющий будущее развитие города Санкт-Петербурга. Разработкой документа занимается Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга». Действующий Генеральный план Санкт-Петербурга рассчитан на 2021—2030 годы с перспективой до 2050 г[1][2].

Петербург был построен не на пустом месте: на месте будущего города существовали многочисленные поселения ещё со времен Новгородской Республики. Предтечей плана города был план крепости Санкт-Питер-Бург, которую строили с 1703 года. Крепость выстроили деревянно-земляной, позже (в 1706—1738 годах) она была перестроена в камне[3]. На плане 1705 года показана Новгородская дорога, которая проходит через Пески по трассе современного Лиговского проспекта, и доходя до района современного Таврического сада, расходится на три тропы[3]:

В 1710 году было определено место для религиозного центра столицы. С 1712 года началось строительство Александро-Невского монастыря[3] (по преданию, монастырь был построен на предполагаемом месте победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве). По мнению историков[3], стихийная застройка Санкт-Петербурга продолжалась до 19 мая 1712 года, когда Пётр I своим указом перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Город в это время был связан с Россией только водными видами транспорта. Вышневолоцкая водная система начала функционировать в 1709 году[4]. Это был первый путь в новую столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом[4], который взял на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени. Из-за этого, а также от любви Петра к водному транспорту, первые планы города содержали большое количество водных коммуникаций.

Из копии царского указа 1712 года за подписью Доменико Трезини известно, что «…в 1712 году ЕИв повелел сделать чертёж Московской стороны… И все таковые указы и приказы на письмо мне не даны были, но словесно…»[5]. Московской стороной (позже — Литейная часть) назывался район на левом берегу Невы, на котором началось расселение царской семьи и приближённых, прибывших из Москвы. Следы этой планировки сохранились в расположении современных Шпалерной, Захарьевской, Чайковского, Фурштатской улиц и в перпендикуляных им Литейного проспекта, проспекта Чернышевского, Потёмкинской и Таврической улиц.