Битва кентавров


«Битва кентавров» (итал. Battaglia dei centauri; также — «Бой Геркулеса с кентаврами»[1]) — мраморный рельеф со сценой кентавромахии, созданный Микеланджело около 1492 года. Этот барельеф относится к первым его известным независимым произведениям (как и «Мадонна у лестницы»)[2], и в нем он нашел себя как скульптора[3]. Вазари описывает его как работу, сделанную «так прекрасно, что тот, кто теперь смотрит на неё, не может поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера, совершенного в науке и практике искусства»[1].

По мнению Эрика Шильяно, в этом барельефе юный скульптор «воплотил заповеди греков и римлян» [4]. Также это первое известное произведение, которое можно считать «non-finito»[5].

По Вазари, барельеф изображает бой Геркулеса с кентаврами[а]. Вазари также пишет, что этот сюжет из «Метаморфоз» Овидия подсказал мастеру Анджело Полициано. Существует трактовка, что сцена изображает бой кентавров с лапифами. Последняя происходила на свадьбе, поэтому становится понятно присутствие двух женских фигур, которых выделяют исследователи (сверху слева и в центре снизу).

Шильяно проводит параллель с идеей полотна Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» — победа цивилизации (лапифов) над варварами (кентаврами), хотя и значительно более мягкая, чем в трактовке Микеланджело[6]. С другой стороны, в рельефе преобладают обнаженные мужские фигуры молодых солдат (за исключением единственного престарелого солдата с камнем слева), что вполне соответствовало духу неоплатонического прочтения понятия любви академиков, и сюжет становится уже не битвой за будущее цивилизации, а оргией[б][7].

Важно также отметить, что в самом названии произведения можно найти скрытый смысл. Название племени «лапифов» (греч. Λαπίθες) звучит похоже на «ляпис» (лат. Lapis), что означает «камень», а также «ляпиде» (итал. lapide), что означает «надгробная плита». Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Следовательно, можно утверждать, что и победа камня над плотью, а не только над варварством, тоже может быть одной из трактовок этой работы[7].

Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора[8], который пожертвовал Лоренцо Великолепный для школы в садах Сан-Марко[4].