Мадонна у лестницы


«Мадо́нна у ле́стницы» (итал. Madonna della scala; также «Мадо́нна на ле́стнице»[1]) — мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1491 года[а]. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера[2]. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды»[3]. Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным»[4]. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»[4], «присоединился к большой скульптурной традиции»[5].

(…) Маэстро Бертольдо удивлённо глянул на мою работу, начал изучать линию наклона головы и могущественность осанки. (…) Младенец не благословляет, он спит (...). Все привыкли к тому, что ребёночек всегда благословляет, да, все к этому привыкли ... Он долго изучал выражение лица Марии. Перечислял мне художников, от которых я уклонился. Называл имена: Бенедетто да Майяно, мессер Росселино, Лука делла Роббиа, называл и другие. Сказал, что самое главное, чего недостаёт моей Мадонне, это улыбки. Привыкли, чтобы она улыбалась, да, все к этому привыкли ... Мария снисходительна к человеческой боли. А моя Матерь Божия не снисходительна. Она — повелительница и царица. И всё же сидит на лестнице (…)
В эти страшные времена неуверенности и смятения Матерь Божия — на лестнице. Это означает, что уже скоро конец света

Образ Мадонны с Младенцем был распространён в итальянском искусстве конца XV столетия[6]. Он разрабатывался и живописцами, и скульпторами. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода проторенессанса и раннего Возрождения является «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино, «Мадонна с Младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Маньификат» Сандро Боттичелли, «Мадонна» Нери ди Биччи и другие. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа Орканья, Агостино ди Дуччо, Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле и другие. С барельефов — «Дева Мария с Младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселино, Донателло и других.