Орканья, Андреа


Андреа Орканья, также Андреа да Фиренце по прозванию Орканья (искаж. «Арканьоло»; итал. Andrea Orcagna, Andrea da Firenze, собственно итал. Andrea di Cione Arcagnuolo, detto l'Orcagna, или: Andrea di Cione di Arcangelo; 1308, Флоренция — до 1368, там же) — итальянский живописец, скульптор, мозаичист и архитектор периода флорентийского проторенессанса[5].

Андреа ди Чоне родился во Флоренции в большой семье художников: из троих его братьев двое — Якопо и Леонардо стали живописцами, а третий, Маттео, скульптором и мозаичистом. Нардо, старший, написал знаменитую фреску «Страшный суд», которую до настоящего времени можно увидеть в Капелле Строцци во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла, композиция, вдохновленная «Божественной комедией» и состоящая из трёх частей: Суд, Рай и Ад. Эту фреску ошибочно приписывали Андреа, который стал самым известным из семьи Чони, но Лоренцо Гиберти свидетельствовал, что это работа Нардо. Точно так же «Триумф смерти» и «Страшный суд» на Кампо-Санто в Пизе из-за их сходства с фреской Санта-Мария-Новелла приписывались Нардо и Андреа ди Чоне. Оба брата были зарегистрированы во флорентийской гильдии художников в 1357 году[6][7].

Джорджо Вазари, составивший биографию Андреа, утверждал, что наряду с талантом живописца, скульптора и архитектора он обладал ещё и поэтическим даром. Документов о дате рождения художника не сохранилось. Вазари сообщал, что Андреа скончался в 1389 году в возрасте шестидесяти лет, но поскольку архивные документы позволяют говорить о том, что он умер около 1368 года, то дату его рождения предположительно относят к 1308 году[8].

Итальянский историк искусства Гаэтано Миланези (1813—1895), опубликовавший множество архивных документов о художниках, считал Андреа сыном известного флорентийского ювелира Маэстро Чоне, которому традиция приписывает авторство в изготовлении серебряного алтаря Святого Иоанна во флорентийском Баптистерии Сан-Джованни. Если эта версия верна, то обучение рисованию, работе с металлами и украшению скульптуры изящными деталями Орканья мог пройти в мастерской отца. Период становления художника документально никак не освещён, поэтому в научной литературе существует целый ряд предположений о том, кто мог быть его учителем. В любом случае, формирование Орканьи происходило под сильным влиянием последователей Джотто, великого флорентийского художника, умершего в 1337 году (когда Андреа Орканье было почти тридцать лет). Предполагали, что как живописец Андреа начинал в мастерской Бернардо Дадди, однако уже в первых известных произведениях Орканьи видна его связь с искусством Мазо ди Банко, возможно, наиболее ортодоксального последователя Джотто. Эта связь прослеживается вплоть до самых поздних его работ.