Мазо ди Банко


Мазо ди Банко (итал. Maso di Banco; работал в 1330—1350-х годах) — живописец итальянского проторенессанса флорентийской школы. «Джоттеск» — один из наиболее последовательных наследников Джотто ди Бондоне. Биографические сведения о нём крайне скудны, не сохранились даже подписанные и датированные произведения; его творчество реконструировано путём атрибуции некоторых стилистически близких произведений.

Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих» (1568) не оставил биографии Мазо ди Банко. Среди учеников Джотто Вазари упоминает только некоего «Мазо, прозванного Джоттино», художника, который был то ли сыном Стефано, то ли сыном самого Джотто; при этом Вазари ссылается на Лоренцо Гиберти и на Доменико Гирландайо, воспоминания которого до нас не дошли. Сохранились литературные труды Лоренцо Гиберти (1378—1455), который в своих «Комментариях» называя Мазо «человеком выдающихся талантов», сообщает, что художник создал цикл фресок в церкви Санта-Кроче и был не только прославленным живописцем, но и скульптором, оставившим после себя много учеников. Однако Джорджо Вазари приписал эти фрески художнику Стефано. Возникшая путаница из трёх имён — Мазо, Стефано и Джоттино длительное время не позволяла учёным определить, кто из них что создал. Американский историк искусства Ричард Оффнер в опубликованной в 1929 году работе «Четыре картины, фреска и проблема» смог определить фигуру Мазо ди Банко и конкретизировать его манеру и сформировать каталог предполагаемых произведений. Роберто Лонги в 1951 году идентифицировал «Стефано» с художником Пуччо Капанна. Таким образом, недоразумение было разрешено.

Положительная характеристика, данная Гиберти Мазо ди Банко, подтверждается другим источником XIV века: в записи о проведённой в 1392 году реставрации фрески «Несение креста» в церкви Сан-Пьер-Маджоре (Флоренция) Мазо называют «grande maestro», то есть выдающимся мастером. Знаток старинной итальянской живописи Роберто Лонги, описывая «тонкую хроматическую светоносность» его произведений, называет Мазо «Пьеро делла Франческа эпохи Джотто» и считает, что художник шёл впереди современных ему достижений школы Джотто, создавая своим искусством импульс, который определил творчество его современников — Бернардо Дадди и Таддео Гадди. Филиппо Виллани (1997) характеризует его как самого тонкого и прекрасного живописца из окружения Джотто ди Бондоне. С такой точкой зрения не согласен Карло Вольпе (1983), считающий, что Мазо находился в тени других учеников Джотто. Несмотря на то, что большинство исследователей считают Мазо ди Банко художником, занимающим особое место среди учеников Джотто и сыгравшим большую роль в формировании Таддео Гадди, Бернардо Дадди, Джоттино, Пуччо ди Симоне, Джованни да Милано, Джусто де Менабуои и Нардо ди Чоне, дискуссия о его роли в истории живописи не завершена.