Джоттино



Джоттино (итал. Giottino; работал во второй пол. XIV века) — живописец итальянского проторенессанса.

Биография живописца полна домыслов и предположений. Ранние авторы, писавшие об итальянском искусстве, такие как Джованни Виллани (XIV век) или Лоренцо Гиберти (1447), рассказывая о последователях Джотто упоминают Мазо ди Банко и Стефано, но нигде не говорят о Джоттино. Антонио Билли в своей «Книге» («Libro», составлена между 1481 и 1530 годами), уже пишет об этом художнике и приводит самый ранний список работ, приписываемых Джоттино. Анонимный автор Кодекса Мальябекьяно (ок. 1540) первым называет Джоттино сыном «Маэстро Стефано» — художника, известного только из старых текстов. Джованни Баттиста Джелли, около 1550 года составлявший так и неоконченный сборник биографий художников, путает Джоттино с художником Мазо ди Банко. Джорджо Вазари (1568) окончательно запутал ситуацию, написав биографию Томмазо Стефано, по прозвищу Джоттино, и приписав ему произведения, которые сегодня известны как работы Мазо ди Банко. Таким образом Вазари не просто соединил в одном лице три разных имени — Мазо ди Банко, Маэстро Стефано и Джоттино, но присоединил ещё одного художника конца XIV века — Томмазо ди Стефано.

В действительности Джоттино — это прозвание художника известного из архивных документов как Джотто ди Маэстро Стефано, работавшего во второй половине XIV века, причём, это прозвание впервые применяется в отношении него только почти сто лет спустя — в конце XV века. Имя Джотто ди Маэстро Стефано появляется в документах всего дважды: в 1368 году он упоминается в списке гильдии флорентийских художников, а в 1369 году он наряду с Джованни да Милано и Аньоло Гадди входит в группу мастеров, работавших под руководством Джованни Гадди над фресковыми росписями в Ватиканском дворце (не сохранились). Кем был отец Стефано доподлинно не известно, однако многие современные авторы полагают, что им был Стефано Фьорентино, ученик Джотто, который, как утверждает живший в XVII веке историк Филиппо Бальдинуччи, являлся внуком Джотто. Если эта версия верна, то Джоттино, следовательно, правнук знаменитого художника.

Сегодня с полной уверенностью и общим согласием ведущих специалистов Джоттино приписывают всего два произведения. Одно из них — «Мадонна с Младенцем, ангелами, Иоанном Крестителем и Святым Бенедиктом» представляет собой фреску, созданную около 1356 года. Ранее она украшала табернакль Канто-делла-Кукулья, располагавшегося на площади Санто-Спирито во Флоренции, но уже в конце XVIII века была снята и перенесена в табернакль на-Виа-дель-Леоне, а теперь хранится во флорентийской Галерее Академии.