Мино да Фьезоле


Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole), урождённый Мино ди Джованни Мини да Поппи (итал. Mino di Giovanni Mini da Poppi; август 1429, Поппи, Ареццо, Тоскана, — 11 июля 1484, Флоренция) — итальянский скульптор периода кватроченто флорентийской школы. Его портретные бюсты принадлежат к числу замечательных произведений скульптуры XV столетия.

Мино родился в городке Поппи в Тоскане в августе 1429 года. Внесён в цеховую книгу (Libro della Matricola) флорентийских мастеров по камню и дереву как «Minus Johannis Mini de Pupio», откуда и возникло заключение, что он родился в Поппи; в другом месте он называется «Мино ди Джованни ди Мино да Фиренце», а также: «Мино из Фьезоле» (городка в 5 км к северо-востоку от Флоренции)[5].

Поначалу Мино был простым каменотёсом, но, видя как другие делают фигуры, стал пробовать свои силы в скульптуре. Его работы юношеского периода имеют характерные черты искусства Тосканы того времени, но не обладают ярко выраженным стилем, который можно было бы проследить. Этот факт не позволяет однозначно реконструировать обучение и атрибутировать многие произведения художника. Предположительно, его профессионализм формировался на строительных площадках Микелоццо и, возможно, также Луки Делла Роббиа в направлении заданном творчеством Донателло. Скульптура Мино примечательна «тонкостью отделки деталей, а также своей одухотворенностью и сильным религиозным чувством»[6].

Мино был другом и соратником Дезидерио да Сеттиньяно и Маттео Чивитали, все трое были примерно одного возраста. Вскоре, благодаря советам и указаниям Дезидерио, Мино стал известным мастером, считавшимся особенно искусным по части монументальных и декоративных работ. Он трудился сначала во Флоренции, потом долгое время в Риме и под конец своей жизни — во Фьезоле. Он постоянно имел заказы. Кроме портретных бюстов создавал надгробные памятники, алтари, большие рельефы и статуи.

В отличие от большинства флорентийских скульпторов своего поколения, Мино осуществил два продолжительных пребывания в Риме, примерно с 1459 по 1464 год и снова примерно с 1473/1474 по 1480 год. В Ватикане, в крипте собора Святого Петра находится созданная им гробница папы Павла II. В римской церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере Мино да Фьезоле создал надгробие кардинала Никколо Фортегуерри[7].

Во Флоренции, в церкви Бадиа Фьорентина Мино да Фьезоле создал надгробные монументы Бернардо Джуньи (Bernardo Giugni, 1396—1456) и маркграфа Уго Тосканского (последний завершён около 1466 г.). Эти настенные монументы развивают средневековую тосканскую традицию, но они же демонстрируют новаторское мастерство Мино: портреты и барельефы вплетены в сложные тектонические структуры с тщательно продуманными декоративными обрамлениями. Историки искусства отмечают необычайное разнообразие современных и древних источников, которые Мино использовал в этих композициях, что отличает его от творчества других скульпторов, работавших в период кватроченто во Флоренции[8].