Благодатное паломничество


«Паломничество благодати» — народное восстание, начавшееся в Йоркшире в октябре 1536 г., а затем распространившееся в других частях Северной Англии, включая Камберленд, Нортамберленд и северный Ланкашир; это восстание началось под руководством Роберта Аска. «Наиболее серьёзное из всех восстаний эпохи Тюдоров» (most serious of all Tudor period rebellions), оно было протест против разрыва Генриха VIII с католической церковью, роспуска малых монастырей и политики главного министра короля Томаса Кромвеля, а также другие конкретные политические, социальные и экономические претензии[1].

После подавления краткого Линкольнширского восстания 1536 г. традиционная историческая точка зрения изображала «паломничество» как «спонтанный массовый протест консервативных элементов на севере Англии, возмущённых религиозными потрясениями, спровоцированными королем Генрихом VIII» (a spontaneous mass protest of the conservative elements in the North of England angry with the religious upheavals instigated by King Henry VIII). Историки отмечают, что этому способствовали экономические факторы[2].

В эпоху Тюдоров в Англии наблюдался повсеместный рост населения, однако оно было в гораздо большей степени сконцентрировано в районах вокруг Йоркшира, и за этим последовал ряд огораживаний некогда общих земель. В связи с усилением конкуренции за ресурсы, отсутствием доступа к некогда общим участкам и гораздо большим объёмом доступной рабочей силы это привело к росту цен на товары, а также отсутствию рабочих мест и к усилению волнений среди населения[3].

В 1535 г., за год до восстания, неурожаи привели к ряду хлебных бунтов в Крейвене в июне 1535 г. и в Сомерсете в апреле 1536 г., когда цены на зерно были на 82 % выше, чем в 1534 г.[3]

Линкольнширское восстание было кратким восстанием против отделения англиканской церкви от папской власти Генрихом VIII и роспуска монастырей, инициированное Томасом Кромвелем. Оба они планировали утвердить религиозную автономию нации и верховенство короля в религиозных вопросах. В результате роспуска монастырей большая часть имущества перешла к королевской власти[4].