Блатная песня


Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатной шансон, блатняк[1]) — песенный жанр, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды; изначально ориентирован на заключённых и лиц, близких к преступному миру[2]. Зародился в России в XIX веке, а окончательно сформировался в СССР. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, выходящие за рамки криминальной тематики, однако сохраняющие её характерные особенности: мелодию, жаргон, стиль повествования, мировоззрение. В 1990-х годах, для того, чтобы избавиться от негативных ассоциаций, связанных с уголовным миром, блатную песню в российской музыкальной индустрии начали называть «русским шансоном» (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

Основные черты блатной песни — сюжетность, тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями уголовников и рецидивистов, предельно упрощённый мелодизм[1], использование в стихах стилистики разговорной речи и уголовного жаргона. Как правило, блатной фольклор воспевает, романтизирует образ заключённого или рецидивиста и оправдывает преступный образ жизни. В песнях авторы показывают представителей криминального мира с положительной стороны, рассказывая о жизни, быте, переживаниях преступников — как находящихся на воле, так и заключённых[3], в то же время низводя свободных людей (в терминологии уголовников — «фраеров») до состояния «мусора».

В середине XIX века существовали так называемые «песни воли и неволи», «острожные», «каторжные». Русский писатель Фёдор Достоевский, заключённый Омской каторжной тюрьмы в 1851—1854 годах, цитировал в «Записках из Мёртвого дома» разные её жанровые образцы, почёрпнутые им в арестантской среде.

Термин «блатная песня» возник в начале XX века с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде. В моду вошёл так называемый босяцкий, или рваный, жанр, вызванный повышенным интересом в обществе к миру отверженных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались либо жертвами социальной несправедливости, либо носителями бунтарского духа. На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького «На дне» (в 1902 году)[2]. Решающее влияние на формирование жанра оказали городской романс и клезмер[4].

Традиционные мелодии блатной песни в советское время позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале XX века[5]. В музыкальном отношении (мелодика, аранжировка) эти песни испытали сильное влияние клезмера, прослеживаемое в жанре до сих пор[4].