Боди-хоррор


Бо́ди-хо́ррор (англ. body horror, букв. «телесный ужас», «телесный хоррор»), известный также как орга́ник-хоррор (organic horror) и би́охоррор (biological horror) — поджанр ужасов в кино и литературе, для которого характерно особое внимание к человеческому телу (или телу другого существа) и его трансформациям[1]. Типичные мотивы боди-хоррора — половые извращения, нанесение увечий, разнообразные болезни, гниение, паразитизм, мутации и превращения, эксперименты с человеческим телом и создание монстров вроде чудовища Франкенштейна.

Согласно киноведу Линде Уильямс[en], боди-хоррор, наряду с порнографией и мелодрамой, является «грубым» (англ. gross) жанром, или «жанром избытка» (genre of excess)[2]. Она пишет, что успех этих жанров «часто измеряется степенью, в которой зрительские ощущения имитируют происходящее на экране»[2]. Например, зритель может испытывать чувство ужаса через хоррор, симпатию через мелодраму или сексуальное возбуждение через порнографию[3]. Боди-хоррор намеренно делает акцент на пределах и трансформационных возможностях человеческого тела[4].

Боди-хоррор часто пересекается с другими поджанрами ужасов, но он отличается от них. Например, в то время как элементы нанесения увечий могут присутствовать в боди-хорроре, другие подобные поджанры, такие как слэшер, сплэттер или фильмы о монстрах, также могут разделять этот троп, но отличаться посылом и намерениями[5]. Общее отличие боди-хоррора заключается в том, что искажения тела редко являются следствием непосредственного насилия; вместо этого они, как правило, характеризуются потерей сознательного контроля над телом[6]. Жанр может вызывать сильные чувства физического и психологического отвращения и играть на страхе физической уязвимости[7].

Впервые термин «боди-хоррор» был использован Филипом Брофи[en] в его статье «Horrality: The Textuality of the Contemporary Horror Film» 1983 года[8].

«Франкенштейн» (1818) за авторством Мэри Шелли — ранний пример боди-хоррора в художественной литературе.

«Превращение» (1912) Франца Кафки — ещё один ранний пример литературы в жанре боди-хоррора. Эта повесть о Грегоре Замзе, который по неизвестным причинам превращается в огромного жука, оказала влияние на другие боди-хорроры, такие как фильм «Муха».