Бодхичитта


Бодхичи́тта (санскр. बोधिचित्त, bodhicitta; bodhi — пробуждение, просветление; citta — психика, сознание, ум, мысль, намерение, воля[1]) в буддизме в зависимости от контекста — устремленность к пробуждению[2][3][4][5] или пробужденное сознание[5]. На этой ступени человек преисполняется желанием избавить от страданий в круговороте рождения и смерти (сансара) уже не себя одного, но и всех окружающих. Геше Джампа Тинлей (1996) предложил определение «ум, имеющий альтруистическую направленность к высшему просветлению, состоянию будды»[6][7]. Классическое определение бодхичитты дал Майтрея (Абхисамая-аламкара, 1.18):[8]

Термин «бодхичитта» появился в протомахаянских текстах раннего буддизма (например, «Махавасту» школы махасангхика) и получил свое доктринальное значение в махаяне. Бодхичитта, процесс ее обретения и культивирования тесно связаны с состраданием ко всем живым существам (каруна) и мыслями о пробуждении, а также с рядом ритуалов: словесной формулой торжественного обета бодхисаттвы, определенными действиями и жестами[9].

Махаянский путь постижения и достижения бодхичитты опирается на практики, которые создал в XI веке буддийский мыслитель и проповедник Атиша. Считается, что он объединил прежнюю «семичленную практику» праджни и путь «замены себя на других» из Аватамсака-сутры. В основе практик лежит принцип принятия неблагоприятных факторов на себя и отдачи благоприятных факторов другим живым существам[6].

Философ и проповедник Цонкапа позднее в трактате «Великие этапы пути Бодхи» ввёл понятия о трёх уровнях личностей: малой, средней и высшей. Малая заботится лишь о благах этого мира. Средняя отворачивается от благ и греха, но заботится лишь о собственном духовном спасении. Великая — желает избавить от страданий других. Последнее состояние и есть бодхичитта[7].

Путь бодхисаттвы к достижению состояния будды начинается с появления у человека первичной установки на обретение пробуждения «на благо всех живых существ» (бодхичитта-утпада)[11].