Боливаризм


«Боливаризм» (исп. Bolivarianismo) — названное по имени руководителя борьбы южноамериканских колоний за независимость от Испании Симона Боливара левое политическое движение, ставящее своей целью исключение влияния стран, не входящих в этот регион, в том числе через обеспечение экономической и иной независимости за счёт самообеспечения на основе народно-демократических и антикапиталистических ценностей (демократического социализма). Главным идеологом движения считался президент Венесуэлы Уго Чавес.

Уго Чавес также говорил и о гуманном социализме — политическом строе, при котором нужды и чаяния простого человека значат больше доходов корпораций.

Истоки боливаризма достигают небольшой группы молодых офицеров КОМАКАТЕ (аббревиатура от офицерских чинов — команданте, майор, капитан, лейтенант), которую возглавлял Уго Чавес, в конце 1970-х годов в Венесуэле. Они занимались изучением речей, статей, писем, проектов, а также реальной политики национального героя Симона Боливара. Многие идеи, поднятые Боливаром, показались им актуальными в современной действительности. Они выступали за построение в Венесуэле социального государства, основанного на принципах свободы, равенства, социальной справедливости и независимости[1].

Окончательное оформление боливаризм получил в конце 1990-х гг., когда произошло первое институциональное закрепление «левого поворота» и на президентских выборах 1998 г. в Венесуэле победил Уго Чавес, лидер боливарианского движения и главный идеолог боливаризма как концепции[2].

Становление концепции боливаризма связано с возрождением идей Симона Боливара и активизацией левых сил в Латинской Америке. У боливарийцев и их лидера отсутствует целостная система идей. Их воззрения весьма эклектичны. Они представляют собой причудливую смесь различных учений и теорий: протекционизма, марксизма, национализма и анархо-коммунизма[нейтральность?].

Боливаризм выстраивается вокруг ключевых идей, сформулированных Симоном Боливаром, и дополняется новыми сюжетами. Фундамент современного боливаризма составляют концепции «боливарианской революции», «демократии участия» и «Социализма XXI века».