Больская, Аделаида Юлиановна


Аделаи́да Юлиа́новна Бо́льская (польск. Adela Bolska, урождённая Скомпская (польск. Skąpska), по мужу Диенгейм-Щавиньская-Брохоцкая (польск. Dienheim-Szczawińska-Brochocka); 16.11.1863, Подольская губерния — 29.9.1930, Таллин) — русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.

До 1880 года училась в закрытом монастырском пансионе Königliche Musikschule в Мюнхене сначала игре на фортепиано, позже пению. В 18831888 годах в Московской консерватории у Джакомо Гальвани и Фёдора Коммиссаржевского[1]. Во время учёбы принимала участие в концертах русского музыкального общества с произведениями и под управлением П. И. Чайковского. Окончила консерваторию с малой серебряной медалью и затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Дебютировала в миланском театре Dal Verme[итал.], выступала также в Лоди, участвовала в концертах дирижёров Шарля Ламурё и Эдуара Колонна.

По возвращении в Россию при активном участии Чайковского была принята в Большой театр[2]; пела под фамилией Скомпская. В 1889 году дебютировала на его сцене в партиях Памины («Волшебная флейта»), Гориславы («Руслан и Людмила») и Татьяны («Евгений Онегин»). Выступала в Большом театре до 1892 года; 17 апреля 1892 года исполнила партию Леоноры в премьере оперы Антона Симона «Ролла». Именно Скомпской Чайковский хотел отдать заглавную партию в новой опере «Иоланта», которую собирались ставить в Петербурге[3] (на премьере 18 декабря пела Медея Фигнер), однако она была вынуждена уволиться из-за болезни до истечения контракта и уехать лечиться во Францию.

В 1893 году Аделаида Скомпская вышла замуж за графа Александра Диенгейм-Щавиньского-Брохоцкого, в 1894 году родила дочь Марию Ванду. Продолжая заниматься вокалом, брала в Париже уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо. В Париже выступала в салонах и частных собраниях под псевдонимом ***, где её услышал композитор Массне и настоятельно советовал взять сценический псевдоним и выступать публично. Так как певица отказывалась от иностранных имен, композитор предложил псевдоним — Больска, взяв фамилию героя «Приключения Ладислава Больского» (фр. L’aventure de Ladislas Bolski; 1864) Виктора Шербюлье.

По настоянию друзей в 1896 году возобновила концертную деятельность, с огромным успехом выступив в театре «Лисео» в Барселоне в партии Офелии. Из предложенных ей после этого ангажементов Больска предпочла приглашение Директора императорских театров И. А. Всеволожского в Мариинский театр. Для ангажемента певицы царская власть разрешила временный въезд мужа Больска графа Дингейм-Щавиньского-Брохоцкого на территорию Российской империи, оставившего Польшу после восстания 1863 года.