Большой минорный септаккорд


Большо́й мино́рный септакко́рдсептаккорд, состоящий из малой, большой и большой терций, образующийся с помощью добавления к малому трезвучию большой терции[1].

Поскольку между терцовым и септимовым тонами большого минорного септаккорда образуется увеличенная квинта, данное созвучие возможно только в гармоническом виде мажора и минора (см. Характерные интервалы). В ладу структурно большим минорным септаккордом является субдоминантовый септаккорд гармонического мажора (IV7гарм.) и тонический септаккорд гармонического минора (I7гарм.).

Считается, что минорные септаккорды звучат мягче простых минорных аккордов, и имеют характерную джазовую окраску[2].

Обращениями большого минорного септаккорда являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, состоящие из малых и больших терций, а также малой секунды, являющейся обращением большой септимы.

Например, большой минорный септаккорд, построенный от звука до, и его обращения содержат звуки до, ми-бемоль, соль и си, и звучат как одновременно взятые минорное трезвучие от звука до и увеличенное трезвучие от звука ми-бемоль.

Большой минорный септаккорд появляется в классической музыке, но он используется больше в период позднего романтизма, чем в эпоху классицизма и барокко. Однако пример этого аккорда можно найти в последнем такте «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Септаккорд возникает на первой, сильной доле, но разрешается в до минор. Музыковед Джон Элиот Гардинер характеризует этот аккорд как «неожиданный и почти мучительный диссонанс <…> инструменты настаивают на звучании резкого септаккорда, прежде чем в конечном итоге раствориться в каденции»[3].