Минорное трезвучие


Минорное (малое) трезвучие — трезвучие, состоящее из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками которого образуется интервал чистой квинты[1]. Минорным трезвучием представлена тоника (основная ладовая функция) минорного лада.

Хотя термин минорное трезвучие зачастую употребляется для обозначения любых вертикальных структур описанного типа (независимо от исторической эпохи и склада музыки), это употребление по существу неверно, если оно относится к звуковысотным системам, в которых нет минорного лада. В анализах многоголосных сочинений эпохи Средних веков (например, Гильома де Машо), где вовсе нет мажорно-минорной тональности, правильней говорить о конкорде терцквинты (созвучии, которое мыслилось составленным из 2 интервалов), а многоголосной музыки эпохи Возрождения, где формируется представление об аккорде, но еще нет минорного лада (например, в мессах Жоскена Депре), правильней говорить о малом (а не о минорном) трезвучии.

Первым обращением малого трезвучия является малый секстаккорд, в котором нижним звуком является терция. Вторым обращением является малый квартсекстаккорд, с квинтой в качестве нижнего звука[2].

В состав малого трезвучия и его обращений входят малая и большая терция, а также чистая кварта, являющаяся обращением чистой квинты.

Минорное трезвучие является одним из минорных аккордов, в состав которых входят звуки, отстоящие от основного тона на малую терцию и чистую квинту. Также минорными являются большой и малый минорный септаккорды.

Минорное трезвучие является диатоническим аккордом и строится на I, IV и V ступенях натурального минора. Эти три трезвучия ярче других выражают ладовые функции, благодаря чему называются главными трезвучиями и обозначаются как и главные ступени: t, s, d. В натуральном мажоре также три мажорных трезвучия, которые не находятся на главных ступенях лада, и поэтому называются побочными. В гармоническом мажоре или миноре — всего два минорных трезвучия.