Цепной бон


Цепной бон, боновая цепь или цепь (также боновое заграждение, цепь в гавани, речная цепь) — препятствие, которое перекрывает судоходный участок для управления или блокировки навигации[1]. Цепные боны имеют военное назначение, основной целью их является закрытие прохода вражеским кораблям; современным примером являются противолодочные сети. Цепные боны также использовали в реках, чтобы собирать дань с лодок[1][2].

В общем бон плавает на поверхности, в то время как цепь может находиться как на поверхности, так и под водой. Цепь может плавать благодаря плотам, брёвнам, кораблям или другой древесине, что превращало цепь в бон.

В Средние века конец цепи закрепляли в цепной башне или боновой башне. Это позволяло безопасно поднимать или опускать цепь, так как они были сильно защищены[1]. С помощью подъёма и опускания бона или цепи возможно избирательно пропускать корабли. Поднимать и опускать цепь можно с помощью лебёдки или кабестана[3].

Боны или цепи можно разорвать с помощью большого или тяжёлого корабля, и тому есть много подтверждений, например осада Дамиетты, нападение на Медуэй и битва в заливе Виго[4][5][6][7]A. Однако часто атакующие захватывали оборонительные сооружения, чтобы разорвать цепь и бон более традиционными методами. Например, бон во время осады Лондондерри матросы разрушили бон, подойдя к нему на баркасах.

Как ключевая точка обороны, боны имели сильную защиту. Сюда входили цепные башни, батареи или форты. В период парусов бон, который защищал гавань, прикрывали несколько кораблей, прикрывая бон бортовыми залпами[en] от атакующих. В некоторых случаях несколько бонов охватывали единый участок воды.