Борисов, Александр Фёдорович


Алекса́ндр Фёдорович Бори́сов (18 апреля (1 мая1905, Санкт-Петербург13 мая 1982, Ленинград) — советский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, певец. Герой Социалистического Труда (1981)[1]. Народный артист СССР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1947, 1950, 1951 — дважды) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1975).

Родился 18 апреля (1 мая1905 года в Санкт-Петербурге в бедной семье, был сыном прачки и кухонного работника.

Участвовал в любительских спектаклях. В 1927 году, после окончания Школы русской драмы при Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина (ныне — Александринский театр), где учился у Ю. М. Юрьева, был принят в театр-студию, в 1928 году — в основную труппу театра.

В 1930 году сыграл свою первую крупную роль — инженера Бориса Волгина (по пьесе «Чудак» А. Н. Афиногенова), создав образ жизнерадостного, целеустремлённого человека. Уже в этой роли определилось большое дарование молодого актёра, его непосредственность, эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ Волгина — инициатора «первой бригады энтузиастов производства» — открыл галерею героев современности, созданную актёром.

Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение роли бойца Степана («Победители» Б. Ф. Чирскова). Актёр внёс в этот образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Верой в человеческое достоинство, нравственной чистотой, одухотворённостью проникнуты образы, созданные в пьесах русской классики: МелузовТаланты и поклонники» А. Н. Островского), ГаврилаГорячее сердце» А. Н. Островского). В роли Аркашки СчастливцеваЛес» А. Н. Островского) актёр, не отказываясь от комедийных красок, в то же время показывает бесправность, одиночество маленького, униженного жизнью, человека.

В годы Великой Отечественной войны со своим коллегой по театру К. И. Адашевским создали на Новосибирском радио образы весёлых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова, им ассистировал легендарный слепой баянист И. И. Маланин. Передачи, а затем и выступления перед бойцами сибирских дивизий с участием этих персонажей, называвшиеся «Огонь по врагу», получили широкую популярность[2].