Брандер


Бра́ндер (нем. Brander, brand — пожар, горение)[1] — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами (ВВ), используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота[2]. В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться и к кораблям, предназначенным для затопления с целью блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во время русско-японской войны японский флот применял атаки брандеров для блокирования российских кораблей первой тихоокеанской эскадры в гавани Порт-Артура[3][4].

Брандер должен был быть так снаряжён, чтобы мог вдруг загореться внутри и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентом и посыпали их мелкими кусками брандкугельного состава и порохом; на кубрике, в деке и у самых стен корабля ставили кадки с тем же составом; весь брандер наполнялся зажигательными и разрывными бочками, ящиками, снаряженными гранатами, факелами, смолёными фашинами, стружками, кроме того, всё поливалось скипидаром.

Для зажигания брандера употреблялись сосисы (длинные мешки с составом селитры и серы), укладывавшиеся в деке так, чтобы концы их приходились в кормовой части судна у самых отверстий, которые для этого прорубались; в конце сосисов вставлялась трубка, набитая медленно горящим составом, который давал возможность команде брандера, воспламенив её, отчалить на шлюпке, привязанной за кормой. Порты и люки закрывались, а чтоб они вовремя были открыты — против каждого ставили брандерную мортиру, то есть кусок дерева с каналом и камерой, наполненной порохом, а в канал плотно вбивали шест, который при выстреле открывал порт или люк; запал мортиры соединялся стопином с другими зажигательными снарядами. На бушприте, концах рей и других удобных местах подвешивались дреки и железные крючья, которыми брандер мог бы сцепиться с неприятельским кораблём. Когда брандер был заряжен, на нём ставили паруса, и подведя на некоторое расстояние, закрепляли руль в должном положении, зажигали трубку и пускали его на неприятельский флот. Обыкновенно брандеры пускались ночью или во время тумана, чтобы неприятель, заметив брандер, не успел бы его отвести или потопить. Чаще брандеры пускались на суда, стоящие на якоре, иначе неприятельский корабль мог легко увернуться[5][2].

Брандеры широко использовались против деревянных судов, а также разнообразных защитных заграждений (бонов, деревянных плотин и т. д.) на реках и заливах. Брандеры как противокорабельное оружие потеряли своё значение в связи с распространением металлических судов.